Обсуждение единой концепции преподавания русского языка и литературы продолжится и, скорее всего, станет весьма жарким
Читайте новую статью в авторской колонке «Записки Виктора Болотова» в «Учительской газете» (№ 01 от 5 января 2016 года), посвященную горячей теме "закручивания гаек" в образовании.
«Не буду скрывать: 2016 год встречаю без особого оптимизма, потому как добрых перемен ждать от него не приходится. Экономического роста в ближайшее время не предвидится, продолжается стремительная девальвация рубля, так что финансово будем жить сложно и трудно. Вопрос, конечно, не в том, что кто-то будет голодать, во всяком случае в сфере образования, но в очередной раз затянуть пояса наверняка придется. И в ситуации такого экономического неблагополучия не стоит, как мне кажется, усиливать контрольно-надзорное давление на школу вообще и на учителя в частности.
Реально денег на образование выделяется меньше, я говорю не про объемы и цифры, а про покупательную способность каждого из нас. И в этом случае спрашивать с образования все больше и больше, требовать от него каких-то сверхъестественных подвигов, на мой взгляд, просто некорректно. Однако боюсь, что курс на закручивание гаек будет продолжаться, и уже в этом плане наступивший год станет не очень простым и весьма конфликтным.
Однако хорошо уже то, что в сфере законодательства никаких революций не планируется. Будут, безусловно, некие эволюционные изменения на уровне нормативных актов и подзаконов, но это рабочие моменты. Настоящим взрывом могло бы стать официальное утверждение единых учебников, но, уверен, этого не случится.
Еще в прошлом году в России началось обсуждение единой концепции преподавания русского языка и литературы. Конечно же, оно продолжится и скорее всего станет весьма жарким. И это нормально. При наличии национальных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ профессиональное сообщество обязано прийти к определенному консенсусу по поводу содержания соответствующих школьных дисциплин, а значит, нужно договариваться о концептуальном инварианте каждой из них.
Важно, чтобы в этом обсуждении верх взяла не политика, а здравый смысл, присущий серьезным профессионалам. Я против того, чтобы по каждому поводу взывать к верховной власти, ждать, что президент оставит все дела и отдаст четкое распоряжение, творчество каких писателей включить в школьный курс литературы, а каких - нет. Не президентское это дело. Такие решения должны принимать профессионалы, те, кто эту самую литературу преподает.
При этом подчеркну: единая концепция вовсе не означает, что во всех предметных областях необходимо ввести единый учебник. В рамках одной и той же концепции не просто могут, но должны существовать несколько вариантов учебников - для базового, углубленного и профильного уровней.
Но все эти вызовы мы примем завтра. А сегодняшний день давайте проведем вместе с самыми близкими своими людьми, думая о лучшем, надеясь на лучшее. С Новым годом, дорогие коллеги! Будьте счастливы!»
Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО