Сегодня Олегу Газману – педагогу, ученому-практику, реформатору – исполнилось бы 80 лет
Время образования как только познания мира кончилось. Познание себя, своего "Я", своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил – новая достойная гуманизма задача образования: и обучения, и воспитания.
Педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, один из теоретиков «коммунарского движения», вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». Поэт и музыкант, один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и подмосковного экспериментального лагеря «Маяк», где положения педагогики поддержки проверялись на практике. В последние годы руководил лабораторией Центра педагогических инноваций РАО.
Воспоминаниями об этом замечательном человеке делится ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Татьяна Анатольевна Мерцалова:
«Олег Семенович Газман…
Мне повезло с ним работать, учиться у него в последние 4 года его жизни. А потом 20 лет периодически обращаться к нему в своих размышлениях…
Еще в институте мы вдоль и поперек изучили его книги о работе в пионерском лагере. Это были наши настольные книги… А потом он стал моим научным руководителем в аспирантуре. И вот этот легендарный автор оказался живым, очень живым человеком!
Я многого не видела из того, что пишут об Олеге Семеновиче те, кто работал с ним в «Орленке», в «Маяке». Но сегодня, осмысливая эти рассказы и ту атмосферу, которая существовала в его лаборатории в Институте педагогических инноваций, я прихожу к мнению, что он никогда не придумывал педагогических приемов и технологий – он просто так жил.
Он ценил свободу и уважал ее проявления в других людях, поэтому с ним легко было спорить. Это принималось с уважением, даже если разрыв в опыте, возрасте, знаниях был колоссальным…
Он был авантюристом и любил играть, мог организовать игры в любом месте и в любое время. И скучная двухчасовая поездка в битком набитой электричке «Серпухов-Москва» превращалась с ним в увлекательное мероприятие для половины вагона…
Он был заботливым человеком и понимал, как трудно аспирантам (а дело было в начале 90-х годов), особенно тем, которые живут в общежитии без родительской поддержки. И он старался незаметно и ненавязчиво помочь им…
Я помню как во времена одного из таких обострений финансового кризиса он позвал меня и спросил: «Ты на компьютере умеешь печатать? Надо мой текст набрать» – и дал мне 3–4 исписанных его рукой странички, со множеством исправлений и зачеркиваний…
На следующий день за эту несложную работу он заплатил мне какие-то баснословные по тем временам деньги. «Почему так много?» – удивилась я. Ни на секунду не задумавшись, он ответил: «Ты же видела мой текст. Глаза сломаешь. Это надбавка за вредное производство»…
А еще он любил всех кормить салом собственной засолки и квашеной капустой и рассказывать при этом, как важно при засолке правильно ее резать… И серьезные обсуждения концепции педагогической поддержки с жесткими спорами и даже конфликтами плавно переходили в «семейные» посиделки с песнями и шутками…
Он любил подшучивать над людьми, но это всегда было как-то очень по-доброму.
«Скажи, это ты сама такую статью написала?» – спросил он меня строгим голосом, пригласив перед этим в свой кабинет для обсуждения сборника аспирантских работ. «Да...» – неуверенно ответила я, не понимая, чего ждать дальше. «Аспирант первого года обучения не должен так писать… – пауза, – Я же должен тебя отредактировать, а здесь и править нечего. Молодец!». Целая гора сваливается с моих плеч, а он смотрит смеющимися глазами…
И ты понимаешь, что действительно молодец. И это почему-то ОЧЕНЬ важно.
Боже! А как они пели!..
Олег Семенович не придумывал педагогических приемов. Он просто ТАК ЖИЛ».
Я не знаю другого человека, который бы столько думал о школе и так глубоко ее понимал.
Симон Соловейчик
писатель
Материал к этой дате наших коллег из "Учительской газеты" доступен по ссылке.
Олег Газман