• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вышка начинает «проект нового времени» в школьном образовании

В подмосковном учебном центре ВШЭ «Вороново» завершился второй проектный семинар представителей партнерских школ, на котором обсуждалась модель предуниверсария Вышки. Старшеклассники, участвующие в этом проекте, помимо обычной школьной учебы, будут слушать онлайн-курсы университетских преподавателей и систематизировать знания на выездных семинарах.

На сегодняшний день у Высшей школы экономики сформирована сеть партнерских школ — около трехсот в разных регионах. Каждая школа обладает одним из трех статусов — по ее желанию. Это может быть школа-партнер, где дети участвуют в разных проектах с университетом, базовая школа, где программы свои, но согласованные с Вышкой, или распределенный лицей, когда старшеклассники учатся по совместной с университетом программе (такой формат распространен преимущественно в Москве). ВШЭ и партнерские школы объединяют усилия для подготовки компетентных абитуриентов, способных учиться в лучших университетах России.

Теперь сотрудничество выходит на новый виток. «Вместе с группой партнерских школ мы создаем программу с рабочим названием «Предуниверсарий ВШЭ» — сетевую школу для учеников 10-11 классов, — рассказал директор по общему образованию ВШЭ, ведущий аналитик Центра развития лидерства в образовании Инобра Вячеслав Лозинг. — Сформирована рабочая группа, в которую вошли представители партнерских школ из разных регионов, первый проектный семинар мы провели в конце декабря, второй — в середине февраля. Речь идет не только и не столько о создании в школах специальных классов, которые учились бы по особой программе, — в проект могут быть вовлечены отдельные дети или группы детей, которые такую программу выбрали».

В основе предуниверсария — модель смешанного обучения, когда практикуются разные формы занятий, в том числе онлайн-лекции (например, курсы лекторов Вышки). Осваивать материал, полученный на онлайн-лекциях, детям предстоит вместе со школьными учителями. «Сейчас такое практикуется редко, — комментирует Вячеслав Лозинг. — Курсов начитано много, но учителя не включают их в образовательный процесс, потому что не умеют этого делать».

Школы привыкли держать детей «в коротких штанишках» до выпуска, а мы хотим создать такие условия, в которых наши старшеклассники смогут проявить самостоятельность

Ираида Полбенникова 
директор лицея № 3, Чебоксары

 

Важный элемент программы предуниверсария — выездные семинары, когда дети из разных регионов приезжают в тот же учебный центр «Вороново» или в одну из школ и там с ними работают преподаватели ВШЭ и лучшие учителя. Такие семинары называют «погружением» — «погружаться» можно в любой профильный предмет, а также в проектную, социальную и исследовательскую деятельность.

Уже разработаны проекты учебных программ по предметам, изучаемым на углубленном уровне (истории, обществознанию, математике, иностранному языку и другим), а также программы исследовательской, проектной и внеурочной деятельности старшеклассников. В ближайшее время все программы будут официально оформлены и утверждены. Предполагается, что предуниверсарий начнет работу с 1 сентября 2016 года.

Мнения участников февральского проектного семинара.

 

Магомед Парагульков, директор гимназии № 1, г. Назрань

Предуниверсарий ВШЭ — это проект нового времени, который консолидирует многие регионы, не ограничиваясь элитарным столичным сообществом. Это новое направление в образовательной политике — мы разрабатываем программу, которая будет взращивать компетентных абитуриентов. Когда выпускник школы, учившийся по этой программе, станет студентом, университету не нужно будет с ним «нянчиться» — это будет взрослый человек, способный учиться в ведущем вузе.

 

Мария Калужская, заместитель директора гимназии «Корифей», Екатеринбург

Представим себе ученика старшей школы, который самостоятельно движется по своей образовательной траектории. Он выбирает предметы, форму их освоения, при этом использует ресурсы ВШЭ, которые ему нужны для успешного развития. Учителя школы — его проводники в этом процессе, модераторы, то есть не авторитарные фигуры, как было принято раньше.

Все школы, участвующие в работе предуниверсария ВШЭ, смогут объединить свои ресурсы, и ученик будет учиться по сетевой программе. Он сможет взять все лучшее, именно ему подходящее, из того, что предлагают разные школы и университет. Часть учебного плана он может осваивать самостоятельно, может ездить на семинары не только в Москву, но и в Екатеринбург или, скажем, Красноярск. Чем лучше школа, тем большего ей не хватает, и у представителей школ, которые собрались в «Вороново», есть запрос на сетевое объединение и привлечение внешних ресурсов.

 

Людмила Мещерякова, заместитель директора школы № 1329, Москва

Предуниверсарий — это возможность объединить в одной среде детей со всей страны, у которых сходная мотивация и примерно одинаковые запросы, в том числе на получение профессии. В этой среде они смогут общаться с себе подобными — детьми, с которыми им предстоит конкурировать при поступлении в вузы. Уверена, такой подход даст школьному образованию толчок в развитии: когда мотивированные, хорошо подготовленные дети учатся вместе с такими же сверстниками, они добиваются более высоких результатов.

Из нашей школы ежегодно в Вышку подают документы 5-6 человек, поступают 2-3. Очевидно, такие дети и будут учиться в предуниверсарии. На семинаре наша группа разрабатывала материалы по созданию индивидуальных учебных планов и траекторий — надеюсь, мы вскоре сможем использовать их в работе школы.

 

Ираида Полбенникова, директор лицея № 3, Чебоксары

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разрешил сетевое обучение и создание сетевых программ. Мы несколько раз встречались с представителями ВШЭ и договорились, что такая сетевая программа будет реализована в трех пространствах — на базе школ, которые войдут в предуниверсарий, в самой Вышке, в региональных или даже межрегиональных сетях. Важный элемент программы — возможность выбора курсов и онлайн-обучение: школы привыкли держать детей «в коротких штанишках» до выпуска, а мы хотим создать такие условия, в которых наши старшеклассники смогут проявить самостоятельность.

 

Олег Баландин, директор старшей школы гимназии «Универс», Красноярск

У нас в школе есть проект «15+», который очень созвучен идеям предуниверсария, которые здесь обсуждались. Суть его в том, что для нескольких притязательных ребят, у которых есть возможность и желание учиться по индивидуальному плану, мы проводим серию консультаций, после чего они свои планы защищают перед комиссией и начинают по ним учиться. Этот проект реализуется непросто, нам не хватает нормативной базы. Предуниверсарий ВШЭ даст этому проекту второе дыхание.

Был период, когда в нашей гимназии разворачивалась программа Международного бакалавриата (IB) — сети школ в разных странах, где дети учатся по сетевым программам на основе общих принципов. Но в силу разных обстоятельств нам пришлось от нее отказаться. Предуниверсарий ВШЭ — это отечественный аналог прикладного бакалавриата.