• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представляем второй выпуск информационного бюллетеня оценки качества образования

Почему некоторые эксперты высоко оценивают российские детские сады? Что специалисты ОЭСР думают о перспективах мигрантов? Ответы на эти и другие вопросы из области оценки качества образования – в дайджесте новостей, подготовленном Центром мониторинга качества образования Инобра.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Школьники с СДВГ могут быть просто самыми младшими в классе

Исследование, проведенное экспертами из Тайваня, показывает, что среди первоклассников более юного возраста синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается гораздо чаще, чем среди школьников более старшего возраста. Обследованы были 400 000 тайваньских детей. Выяснилось, что среди детей, родившихся в августе, СДВГ страдают 4,5%, тогда как среди родившихся в сентябре — лишь 2,8 %. В Тайване, как и в Великобритании, в первый класс берут только тех, кто достиг 5 лет по состоянию на31 августа. Подготовительный класс начинается в 4 года.

 

Дети, играющие в компьютерные игры, имеют лучшие социальные навыки

Исследование, проведенное совместно экспертами из Колумбийского университета в США и Университета Париж-Декарт во Франции, показывает, что дети, играющие в компьютерные игры, имеют более высокие социальные навыки и более высокий уровень интеллекта, чем их не играющие сверстники. В рамках проекта было обследовано несколько тысяч европейских детей в возрасте 6-11 лет. Их родителям было предложено ответить на вопрос анкеты. Оказалось, что дети, играющие в компьютерные игры, демонстрируют более высокий уровень когнитивных навыков, чем не играющие дети. Разница составила порядка 75% в пользу маленьких геймеров. Кроме того, дети, играющие в компьютерные игры, с большей вероятностью демонстрируют успехи в школе. При оценке результатов учитывался социально-экономический статус родителей. Исследователи связывают этот результат с тем, что дети играют в компьютерные игры вместе, что обеспечивает им прирост сложных социальных навыков, которые, в свою очередь, способствуют развитию интеллекта в целом.

 

Раннее языковое развитие ребенка — ключ к дальнейшему успешному обучению

Дети, демонстрировавшие низкий уровень развития речи в пять лет, скорее будут иметь низкие навыки счета в 10–11, показало исследование ученых из британского Института образования. Исследователи проанализировали учебный прогресс 5000 школьников Англии и пришли к выводу о том, что дети с низким уровнем развития речи в начале школьного обучения (5 лет в Великобритании) с большей вероятностью получают неудовлетворительные оценки на госэкзаменах по окончании школы. Чаще всего низкий уровень развития речи в 5 лет демонстрируют дети бедных и необразованных родителей. Однако развитие речи само по себе также имеет значение для успешного обучения в школе и получения высоких результатов на госэкзаменах. Британские исследователи считают, что приглашение на работу в детские сады квалифицированных сотрудников с высшим образованием поможет обеспечить детям из всех социальных слоев высокий уровень развития речи.

 

Прогресс первоклассников связан не только с когнитивным развитием, но и с социо-эмоциональными навыками

Институт образования НИУ ВШЭ провел вебинар для учителей «Портрет первоклассника: закономерности когнитивного и некогнитивного (личностного и социально-эмоционального) развития детей». В основу работы легли результаты проекта iPIPS (the International Performance Indicators in Primary Schools), в рамках которого проводилась стартовая диагностика и оценка прогресса детей за первый год обучения в школе.

Современный учитель  начальных классов особенно остро  сталкивается с проблемой чрезвычайно разнородного стартового уровня детей на входе в школу. Исследование выделяет четыре группы первоклассников, сохраняющих свои характеристики до конца учебного года. На основании полученных результатов можно предложить учителям рекомендации о наилучших стратегиях взаимодействия с детьми из разных групп.

 

Исследователям открыт доступ к данным более чем 230 массовых открытых онлайн-курсов 

Теперь данные, описывающие тысячи учебных процессов на онлайн-платформе Canvas Networkоткрыты для исследователей. Инициаторы проекта, компания Instructure, надеется, что открытие доступа к информации поможет развивать исследования в области дизайна онлайн-курсов и неформального обучения. Материалы выложены на сайте Harvard's Dataverse. Как сообщают в Instructure, данные были анонимизированы для защиты личной информации студентов. Данные касаются курсов, проходивших на Canvas Network с января 2014 года по сентябрь 2015 года, и включают 325 тысяч записей: каждая из них описывает активность студента в одном из 238 курсов Canvas Network.


Выпускники колледжей обладают компетенциями, которых необразованные люди не имеют

Недавно ОЭСР опубликованы новые результаты исследования PIAAC по Соединенным Штатам Америки. Исследование было посвящено молодым взрослым (в возрасте 16–34 лет) и особенностям рынка труда. По данным ОЭСР, выпускники американских колледжей имеют существенно более высокий уровень ключевых компетенций, чем их сверстники с более низким уровнем образования.

PIAAC — международное исследование ключевых компетенций взрослых (16–65 лет). В рамках проекта оцениваются грамотность чтения (способность работать с текстами), математическая грамотность (работа с информацией математического характера) и работа в технологически насыщенной среде (компьютерная грамотность). Первая волна исследования прошла в 2011–2012 гг., в ней приняли участие все страны ОЭСР и Российская Федерация.

По данным ОЭСР, порядка трети лиц, имеющих хотя бы степень бакалавра в США, достигают самых высоких 4 -го и 5-го уровней по грамотности чтения и математической грамотности.

Кстати, сследование PIAAC проходило также и в Российской Федерации. Однако у нас различие между образованными и необразованными людьми с точки зрения владения ключевыми компетенциями грамотности существенно меньше, чем в США, хотя средние результаты выше. Россия находится на среднем по ОЭСР уровне по грамотности взрослых, тогда как США — ниже среднего уровня.

 

Андреас Шляйхер: дети мигрантов более мотивированы к учебе

Андреас Шляйхер, директор ОЭСР по образованию, утверждает, что дети мигрантов обладают более высокой мотивацией к учебе в школе. Согласно результатам международного исследования качества образования PISA (Программа международной оценки качества школьного образования, Programmeforinternationalstudents’ assessment), 10% лучших школьников из семей мигрантов демонстрируют такие же высокие результаты, как и 10% самых лучших школьников из семей местных жителей. Стоит отметить, что PISA оценивает грамотность чтения, математическую и естественно-научную грамотность 15-летних школьников. При этом, в среднем, результаты детей из семей мигрантов ниже, чем результаты детей из местных семей. Андреас Шляйхер связывает последний результат с тем, что дети мигрантов находятся в менее благоприятных условиях: они вынуждены учиться на иностранном языке и посещать школы с большим количеством социально-неблагополучных детей. Тем более удивительно то, что лучшие из школьников-мигрантов все же демонстрируют высокие результаты. Шляйхер также отмечает более высокие ожидания родителей-мигрантов: многие из них надеются, что дети получат высшее образование. 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

 

 

Эксперт по детским садам назвал российские ДОУ «лучшими в мире»

Доктор Нико ван Оуденховен, директор организации «Международные Инициативы развития детей» (ICDI), Нидерланды, рассказал корреспонденту РИА «Новости» почему он считает российские детские сады лучшими в мире.  «Во-первых, детский сад в России это полноценный автономный организм, он отделен от школы. И в этом очень большое преимущество вашей системы. Во-вторых, у вас самые лучшие воспитатели, это так же очевидно. В-третьих, виды занятий, которые предлагают ваши дошкольные учреждения, более вариативны, да и диапазон их шире, чем в других странах. В-четвертых, какую страну не возьми, взрослые всюду смотрят на детей как на "обучаемых", тогда как у вас к ним продолжают относиться как к детям. Их не сажают рядами за парты, как это делается в США или Канаде (…) Если о минусах, то вы почти не выезжаете на международные конференции, не делитесь опытом с теми, кому он был бы важен и полезен, не внедряете активно в вашу систему инновации, признанные в международном образовательном сообществе. Самое слабое ваше место это, пожалуй, дизайн зданий, он у вас не меняется десятилетиями». Полный текст интервью на сайте РИА «Новости».

 

Опубликован всероссийский рейтинг детских садов

В рейтинге приняли участие 7182 организации, осуществляющие дошкольное образование, из 24 регионов РФ. Рейтинг был сформирован на основе методики, разработанной Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО. Детские сады оценивались с точки зрения условий, созданных для ребенка, педагогического состава и дополнительных услуг.

Как и в предыдущие годы, исследователи вновь констатировали, что ситуация в детских дошкольных учреждениях остается проблемной. Подавляющее большинство детских садов, 97,2%, получили по сумме показателей «тройку», только 2,2% — «четверку» и 0,6% — «двойку».

«Две трети дошкольных  организаций, участвовавших в исследовании, находятся в зоне "удовлетворительно" или "хорошо". По-прежнему ни один детский сад в отличники не попал», — рассказала РИА «Новости» руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина.

Лидерами рейтинга стали детский сад № 3 из г. Зеленогорска (Красноярский край), детский сад комбинированного вида № 21 из пос. Октябрьский (Краснодарский край) и детский сад № 16 "Золотой ключик" из г. Урай (Ханты-Мансийский АО).

 

ВЦИОМ рассказал, как оценивают ЕГЭ его участники

Опрос проходил в шести целевых группах, среди них — студенты первого курса 2015–2016 года, получившие высокие, средние и низкие баллы по ЕГЭ, преподаватели вузов, выпускники школ и их родители. Всего в  исследовании приняли участие 2 200 респондентов из 20 субъектов РФ.

Согласно итогам опроса, каждый второй, сдавший ЕГЭ на высокий балл (52 процента), убежден, что можно самостоятельно подготовиться к экзамену в рамках школьной программы и сдать его  на «отлично». В остальных целевых группах от 56 до 66 процентов респондентов уверены в необходимости дополнительных занятий с репетитором.

Практически во всех целевых группах не менее 57 процентов респондентов считают, что результаты ЕГЭ отражают реальные знания выпускников и воспринимают их как объективные. При этом максимальный процент оказался в целевой аудитории учителей (80 процентов), минимальный - среди студентов первого курса, сдавших экзамен на средние и низкие баллы (35 процентов). Подавляющее большинство первокурсников (более 86 процентов) отрицают использование шпаргалок или мобильных телефонов на экзаменах. А вот будущие абитуриенты допускают для себя такую возможность, об этом заявил каждый пятый выпускник школы. Подробнее: ЕГЭ 2015-2016: Ожидания и оценки основных участников.


Необходим новый подход к классификации особых образовательных потребностей детей

Выделение и классификация особых образовательных потребностей детей в британских школах должно осуществляться на основании единых принципов, — считают британские журналисты. В настоящее время врачи и муниципальные чиновники в Великобритании выделяют огромное количество самых разных «особых образовательных потребностей» детей произвольным образом. Зачастую диагноз зависит не от симптомов, а от того, какой специалист его ставит: психиатр, психолог или социальный педагог. Наконец, учителя не имеют представления о том, какие особые потребности предполагает тот или иной диагноз. 

 

Новый Scholastic Assessment Test (SAT) уже этой весной

Еще несколько лет назад Совет колледжей (организация, администрирующая тест) объявил о грядущих изменениях в тесте, которые вступят в силу уже в марте этого года. Новая версия теста будет включать два обязательных блока заданий: «Доказательное чтение и письмо» и «Математику» и третий блок - «Эссе», который стал необязательным. Особый акцент делается на способности учеников работать с контекстом, логически мыслить и аргументировать, а не на навыки сами по себе, обособленно друг от друга. Тест будет оцениваться в 1600 баллов вместо 2400 баллов, как это было прежде, эссе же будет оцениваться отдельно. Задания с выбором ответа будут включать не 5, а 4 варианта ответа, но это не делает тест легче, просто из теста убрали самые маловероятные ответы. Приятным для тестируемых нововведением станет то, что больше не будет снижения балла за неправильный ответ. Для того, чтобы учащиеся смогли подготовиться к тестированию, Совет колледжей совместно с Академией Хана предоставили бесплатные тренировочные материалы ещё весной 2015 года.

Стоит отметить, что до 2017 года включительно у учеников будет выбор, сдавать старую или новую версию SAT, а в 2018 все перейдут на новую версию теста, к тому времени уже для всех привычную.

 

Выпуск подготовили: 
Антипкина И.В. iantipkina@hse.ru
Рылько Е.Д. krylko@hse.ru