• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Институте образования прошла очередная встреча из серии «Современное детство: теория и практика»

 

28 апреля в Институте образования прошла очередная встреча из серии «Современное детство: теория и практика». В этот раз семинар был посвящен открытию в Институте аудитории имени Л.С. Выготского, и тема его была обозначена так: «100 лет после детства: возраст как судьба VS возраста как выбор».  

Нерядовое событие предопределило и необычный формат мероприятия. Не было презентаций новых исследований, обсуждение строилось вокруг личности и творчества ученого, его вклада в науку, времени, на которое пришелся его научный взлет. Организаторы постарались взглянуть на Выготского и его деятельность из двух временных точек: 20-30-х годов, задав портрет Выготского на фоне его времени, и из сегодняшнего дня, отвечая на вопрос об образе ребенка, которые лежал за обобщениями ученого.

Образ времени, в котором появлялись и развивались идеи Л.С. Выготского, в котором менялся сам ученый, создал в своем выступлении Петр Сафронов. Работа и мировоззрение Выготского были помещены Петром в контекст общего революционного тезиса о требовании места в жизни для каждого и преодолении естественного существования. Культурно-историческая психология была показана как революционная практика, которая ставила своей целью фундаментальное изменение мировоззрения, создание «строителя жизни», объединение теоретического и прикладного.

Горячие дискуссии вызвал тезис о развитии человека как о насильственном преодолении естественного, натурального. В пользу такой трактовки прозвучало широко известное выражение Л.С. Выготского о том, что «обучение ведет за собой развитие», однако сама идея принятия насильственного вызвала значительное сопротивление у части гостей.

Дискуссия развернулась также вокруг становления личности самого Выготского, его развития, преодоления себя и вхождения в круг людей, готовых взять на себя «ответсвенность мирового масштаба».

По окончании обсуждения творчества Л.С. Выготского в контексте авангардистских 20-х был представлен фильм из серии «Гении и злодеи», осветивший подробности личной жизни ученого.

Далее Катерина Поливанова раскрыла основные положения культурно-исторической теории, реконструировала гегельянские корни идеи психического развития как преодоления натурального. Живое обсуждение вызвали положения о принципиальной недоказуемости, «надэмпиричности» возрастной периодизации. В центре дискуссии оказался и тезис о кардинальном изменении места взрослого и самого понятия взрослости в современном мире. «Взрослым» – как посредником между ребенком и культурой – на сегодняшний день может оказаться и книга, и интерфейс гаджета, и сверстник. Дискуссия развернулась также вокруг идеи об изменении норм, смыслов и ценностей в современном обществе: были выдвинуты предположения о возможной обратной "натурализации" высших психических функций, и даже о редукции значения некоторых из них, например, произвольности.

В качестве несомненного вклада Выготского в науку, имеющего непреходящую ценность, была признана идея о том, что «на картинке, где изображен ребенок, Выготский увидел взрослого».

Семинар «100 лет после детства», приуроченный к открытию аудитории имени Л.С. Выготского, посетили Александр СидоркинНина Добрынченко-Матусевич (Сбербанк), Татьяна Алиева (лаборатория дошкольного образования им. А.В. Запорожца, МИРО), Александр Шапиро (Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО ) и ряд других специалистов в области образования и психологии.

 

                                                                                           О семинаре рассказала Анастасия Нисская