• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»

Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.

«Цель проектной мастерской — наряду с академическими знаниями дать студентам навыки проектной работы, — рассказывает академический руководитель программы Петр Сафронов. — Для этого на первом году обучения студенты, в зависимости от своих квалификационных работ, делятся на малые проектные группы. Затем в течение всего семестра они работают над превращением своих научных исследований в полезные широкой аудитории разработки».

Проекты, которые студенты защищали в рамках мастерской, должны решить конкретные запросы родителей, школьников и учителей к тому, как выстраивать образовательный процесс. Например, проект «Вождь» — образовательный квест для школьников 4–5 классов — направлен на развитие коммуникативных навыков и работы в команде. В игровой форме дети создают свою страну, продумывают ее жителей, язык, герб и так далее. Игра уже была успешно проведена в трех московских школах, ее авторы также получили заявки на проведение в других городах России.

Серия настольных игр по здоровому питанию для дошкольников и учеников начальной школы «Едоки» знакомит детей и их родителей с принципами полезного питания, а также развивает логику, критическое мышление и математические навыки. А проект «Медиатрейлер» должен повышать за счет интерактивных форм обучения (информационных технологий) интерес школьников к традиционным учебным предметам. Команда трейлера предлагает подросткам выполнить ряд заданий: создать свою газету, снять научный фильм или буктрейлер, к примеру, по произведениям Пушкина и тому подобное. Обе команды («Едоки» и «Медиатрейлер») вышли в полуфинал Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2016).

Мы готовим специалистов, которых предпочитаем называть «лидерами изменений» в секторе образования

Команда проекта «Квестобор»разработала и опробовала в тульской школе интерактивный образовательный квест «Мир литературы в Зазеркалье». Цель проекта — интегрировать в учебный процесс элементы неформального образования. В дальнейших планах команды — проведение аналогичных событий в Москве, развитие квестов по другим школьным предметам, а также создание собственной компании.

Еще одна команда презентовала проект «Развиваемся вместе» — это образовательная онлайн-площадка для родителей, заинтересованных в творческом развитии детей дома. Отличительная особенность платформы — менторская поддержка со стороны тьюторов, которые в зависимости от запросов и предпочтений родителей составляют индивидуальную образовательную программу для детей, а также консультируют и поддерживают родителей в процессе реализации этой программы.

Последняя выступившая команда презентовала онлайн-сервис по поиску профессиональных гидов«ACT|EDU» — новый формат организации досуга на стыке активного отдыха и образования. Название проекта складывается из«ACTive» — активного отдыха и «ЕDUcation» — образовательной составляющей в виде тематических лекций. На данный момент проект проходит стадию тестирования идеи в Бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ.

«В течение первого полугода обучения все команды должны были сформировать постоянную аудиторию своего проекта, доказать, что их идея может быть коммерчески успешной, протестировать ее в реальных жизненных условиях и выступить с публичной презентацией, на которой их оценивали не только тьюторы программы, но и эксперты-практики в сфере образования. На втором курсе мы проверим жизнеспособность их проектов, и в зависимости от этого каждая команда получит оценку за научно-исследовательский семинар», — отметил Петр Сафронов.

Магистерская программа «Доказательная образовательная политика» была запущена Институтом образования НИУ ВШЭ в 2014 году с целью подготовки руководителей и исследователей для российского образования. «Мы готовим специалистов, которых предпочитаем называть “лидерами изменений” в секторе образования. Проектная деятельность выпускников — часть тех изменений, которые они осуществляют. Другая часть — их исследовательская работа. Для этого каждый студент, поступая на программу, в обязательном порядке распределяется в один из 13 научных центров Института образования НИУ ВШЭ. А партнерские отношения с Министерством образования, Рособорнадзором, Агентством стратегических инициатив дают возможность магистрантам в процессе обучения воплотить свои идеи и в органах государственной власти, и в бизнесе, и в различных проектных формах. После выпуска они могут работать, например, бизнес-консультантами или руководить отделом проектирования образовательных программ», — отметил Петр Сафронов.

Для поступления на программу необходимо пройти только конкурс портфолио, иных экзаменов не проводится. Предварительно оценить свои шансы можно здесь. «Ограничений по возрасту или базовому образованию мы не делаем. Мы ориентируемся на одно — конкретный опыт абитуриента в сфере образования. Если мы говорим о людях, которые только закончили бакалавриат, то у них может быть опыт создания какого-то своего проекта, например, обучение пожилых людей медиаграмотности, или организация в своем вузе студенческого научного общества. Главное для абитуриента — четко понимать, что конкретно он хочет сделать в сфере образования», — подчеркнул Сафронов.

О том, чему учит магистерская программа «Доказательная политика в образовании» рассказали члены команды «Медиатрейлер» — студенты первого курса.

 

Елена Пухомелина, тележурналист, руководитель студии детского телевидения для одаренных детей

Российское образование, на мой взгляд, сегодня требует нестандартных управленческих решений, новых подходов к организации системы образования. И магистерская программа как раз направлена на развитие таких компетенций. Главное конкурентное преимущество программы, как мне кажется, — синтез в учебном плане исследовательского и управленческого блока. Своей миссией после завершения обучения я вижу создание открытой информационной образовательной среды, где будут созданы условия для взаимодействия образовательных организаций общего образования ведущих субъектов РФ и стран Северной Европы, представителей научного сообщества, ведущих экспертов в области образования. В качестве инструментов для работы я считаю оптимальным использование медиатехнологий, которые могут обеспечить новые возможности для образования, особенно в рамках международного масштаба. 

 

Наталья Чернышова

Я выбрала эту программу, потому что она дает реальный шанс улучшить существующую систему образования. Вышка — это инновации и знак качества. Инновации в образовании — это Институт образования НИУ ВШЭ в целом и программа «Доказательная образовательная политика» в частности. В данный момент я дорабатываю последние дни на старом месте работы, потому что благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения.