• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как дом укрепляет психологическое благополучие

Cотрудники НИУ ВШЭ написали книгу о психологических аспектах «отношений» человека с его жизненным пространством.

Как дом укрепляет психологическое благополучие

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Софья Нартова-Бочавер, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ.
Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
Наталья Дмитриева, кандидат психологических наук.
София Резниченко, кандидат психологических наук.

Человек создает свое жизненное пространство, а оно, в свою очередь, изменяет человека. Если в доме недостаточно места для отдыха и развития, а психологическая обстановка в семье оставляет желать лучшего, то может возникнуть состояние отчуждения. Одна из его характеристик — сокращение времени, проводимого в родных стенах. Бегство из дома может приобретать разные формы — трудоголизм, стремление ездить в командировки, появление новых хобби. В экстремальных ситуациях возможно бродяжничество, что особенно характерно для подростков.

При этом  дружественная и комфортная домашняя среда служит ресурсом самоподдержки и стабилизации личности. О том, как дом помогает человеку в жизни, идет речь в новой книге «Дом как жизненная среда человека»*.

Изменение себя через осмысление жизненного пространства

Одна из тем, поднятых в книге — образ дома. Ученые провели исследование, в результате которого выяснилось, что этот образ в сознании современного человека весьма многогранен. Добровольцам (66 человек) предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся смысла дома, ориентиров в выборе жилья, желаний его изменить и т.д. Исследователи выделили несколько граней образа дома, которые отражают разные человеческие потребности, реализуемые через взаимодействие с домашней средой.

  • Универсальный (архетипический) образ присутствует у всех людей независимо от биографии, отражает идею пространства для безопасности и поддержания жизни.
  • Повседневный образ демонстрирует привязанность к повседневному опыту, потребность в принадлежности и любви. Близкие люди, домашние животные являются неотъемлемой частью этого образа.
  • Динамический образ включает идеи, понимание того, как можно через изменение домашнего пространства изменить себя. Например, создать условия для отдыха или учебы, подобрать цвета, повышающие настроение.
  • Образ воображаемого (идеального) дома отражает представления о наиболее комфортной среде для определенного образа жизни.

«Дом для большей части людей является неотрефлексированной данностью. Однако встреча с ситуацией потери дома однозначно напоминает о таящихся за ней уязвимостях и о ценности собственного жилища. Ответы респондентов говорят о том, что дом олицетворяет для владельца не только физическую безопасность, но и поддерживает его личностную целостность, способность к долговременному планированию, прогнозированию и построению целей».

Из книги «Дом как жизненная среда человека».

Образы дома современного человека

 

Архетипический — это безопасность и поддержание жизни.

Повседневный — это любовь, эмоциональное тепло, повседневность.

Динамический — изменение себя через изменение пространства.

Идеальный дом — дом, который хотелось бы иметь.

Авторы отмечают, что каждый из образов дома может играть для человека роль своеобразного психологического ресурса в разных жизненных ситуациях. Так работа с архетипическим образом способна помочь в случаях оторванности от дома или его отсутствия вообще. Это возможно, потому что «чувство гнезда», как поясняют ученые, присуще каждому человеку, как данность, нечто существующее в коллективном бессознательном.  

Повседневный образ дома, как источник ощущений эмоционального тепла и безопасности способен служить своего рода «противоядием» среде и ситуациям, которые человек переживает, как недружелюбные. Например, нелюбимая работа, политический кризис.

Динамический образ дома можно использовать, когда есть стремление к личностным изменениям. При таком стремлении человек может преобразовывать жизненное пространство, менять старое на новое и т.д.

Размышления о будущем воображаемом (идеальном) доме может быть инструментом самопомощи в сложных ситуациях в настоящем, когда, например, нарушается личное пространство, не устраивают жилищные условия. Образ идеального дома позволяет человеку отчетливее представлять своеобразие собственного образа жизни и необходимые для него условия.

Как исследовать свои отношения с домом

«Дом как пространство одновременно стабильное и легко изменяемое (через замену штор, перестановку мебели и т.п.) может быть очень мощным ресурсом для самоподдержки обитателей: местом, где удается отдохнуть, сосредоточиться, «разложить по полочкам» сложные переживания, заняться творчеством. Дом может быть местом с историей, напоминающим о семье, а может быть еще не реализованной мечтой.

Полезно ответить на следующие вопросы:

  • Какие возможности дома для изменения собственного состояния вы уже используете? Что вы можете сделать, чтобы расширить этот список? Можете ли вы вспомнить кого-то из знакомых, кто очень успешен в устройстве домашнего пространства для своих психологических потребностей? Как вы думаете, что этот человек посоветовал бы вам?
  • Какая зона вашего дома наиболее комфортна для вас? Хотят ли другие члены семьи тоже занять это место? А какая зона раздражает? Что там происходит? Помогает ли вам работа по дому? Что именно вы планируете делать, когда, в усталом состоянии, стремитесь быстро свернуть дела и попасть домой?
  • Бывает ли, что дом вас разочаровывает — если да, то чем? Что происходит, когда вы от него устаете или просто хотите побыть вне дома? Чем манит вас в то место, куда вы уходите (уезжаете) из дома?

В зависимости от ответов, которые даются на эти вопросы, вы  можете оценить свои взаимодействия с домом, меру того, насколько вас эти отношения удовлетворяют и радуют, — пояснила Софья Нартова-Бочавер. — И понять, чего недостает, что нужно (и стоит ли) в этих отношениях изменить, чтобы чувствовать себя уместным(ой) и любимым(ой) в доме, городе, мире».

Что кроется под нежеланием быть дома

Знаменитые пословицы и поговорки о доме «Мой дом — моя крепость» или «В гостях хорошо, а дома лучше» не всегда подтверждают реальность. Авторы книги рассматривают такое понятия как привязанность к дому и отчуждение от него. Привязанность к жилищу — естественное явление, поскольку дом отражает разные смыслы человеческой жизни. Чем дольше человек живет на одном месте, тем больше он к нему привязан, подтвердили результаты опроса, проведенного учеными среди более 300 москвичей и жителей Подмосковья.

«Привязанность к месту, как и другие формы привязанности, также может быть иррациональной, дисфункциональной или «небезопасной» для ментального здоровья и целостности личности. Так, например, сильная зависимость от своего дома усиливает ригидность в отношении других мест жизнедеятельности и может препятствовать свободе действий человека, ограничивать его активность и развитие в целом или, словами Э.М. Ремарка, «тот, кто нигде не имеет дома, волен ехать куда угодно»».

 Из книги «Дом как жизненная среда человека»

Полюсу привязанности к дому противостоит отчуждение от него. Отчуждение может проявляться в избегании дома, сокращения времени пребывания в нем, отказе от домашних обязанностей, привычке мусорить. Авторы книги описывают такие причины отчуждения как, например, разногласия с домочадцами, напряженная эмоциональная обстановка в семье, депрессия в связи с отсутствием личного пространства. Также отчуждение от дома могут провоцировать изменения идентичности. Так для подростков может оказаться привлекательным образ бездомного в связи с неформальностью, свободой от социальных норм и правил.

Отчуждение от дома отрицательно сказывается на самобытности и социальной активности личности. Но, с другой стороны, этот процесс может быть и позитивным, если он связан с добровольным намеренным выходом из зоны комфорта. «Так, некоторые люди отказываются от дома, поскольку он несет якорную функцию и препятствует свободному передвижению по миру, постижению высших духовных смыслов и идейной оторванности от материальных благ», — отмечают ученые.

 *Москва, Памятники Исторической мысли, 2016


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.