Как дом укрепляет психологическое благополучие
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Человек создает свое жизненное пространство, а оно, в свою очередь, изменяет человека. Если в доме недостаточно места для отдыха и развития, а психологическая обстановка в семье оставляет желать лучшего, то может возникнуть состояние отчуждения. Одна из его характеристик — сокращение времени, проводимого в родных стенах. Бегство из дома может приобретать разные формы — трудоголизм, стремление ездить в командировки, появление новых хобби. В экстремальных ситуациях возможно бродяжничество, что особенно характерно для подростков.
При этом дружественная и комфортная домашняя среда служит ресурсом самоподдержки и стабилизации личности. О том, как дом помогает человеку в жизни, идет речь в новой книге «Дом как жизненная среда человека»*.
Изменение себя через осмысление жизненного пространства
Одна из тем, поднятых в книге — образ дома. Ученые провели исследование, в результате которого выяснилось, что этот образ в сознании современного человека весьма многогранен. Добровольцам (66 человек) предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся смысла дома, ориентиров в выборе жилья, желаний его изменить и т.д. Исследователи выделили несколько граней образа дома, которые отражают разные человеческие потребности, реализуемые через взаимодействие с домашней средой.
- Универсальный (архетипический) образ присутствует у всех людей независимо от биографии, отражает идею пространства для безопасности и поддержания жизни.
- Повседневный образ демонстрирует привязанность к повседневному опыту, потребность в принадлежности и любви. Близкие люди, домашние животные являются неотъемлемой частью этого образа.
- Динамический образ включает идеи, понимание того, как можно через изменение домашнего пространства изменить себя. Например, создать условия для отдыха или учебы, подобрать цвета, повышающие настроение.
- Образ воображаемого (идеального) дома отражает представления о наиболее комфортной среде для определенного образа жизни.
«Дом для большей части людей является неотрефлексированной данностью. Однако встреча с ситуацией потери дома однозначно напоминает о таящихся за ней уязвимостях и о ценности собственного жилища. Ответы респондентов говорят о том, что дом олицетворяет для владельца не только физическую безопасность, но и поддерживает его личностную целостность, способность к долговременному планированию, прогнозированию и построению целей».
Из книги «Дом как жизненная среда человека».
Образы дома современного человека
Архетипический — это безопасность и поддержание жизни.
Повседневный — это любовь, эмоциональное тепло, повседневность.
Динамический — изменение себя через изменение пространства.
Идеальный дом — дом, который хотелось бы иметь.
Авторы отмечают, что каждый из образов дома может играть для человека роль своеобразного психологического ресурса в разных жизненных ситуациях. Так работа с архетипическим образом способна помочь в случаях оторванности от дома или его отсутствия вообще. Это возможно, потому что «чувство гнезда», как поясняют ученые, присуще каждому человеку, как данность, нечто существующее в коллективном бессознательном.
Повседневный образ дома, как источник ощущений эмоционального тепла и безопасности способен служить своего рода «противоядием» среде и ситуациям, которые человек переживает, как недружелюбные. Например, нелюбимая работа, политический кризис.
Динамический образ дома можно использовать, когда есть стремление к личностным изменениям. При таком стремлении человек может преобразовывать жизненное пространство, менять старое на новое и т.д.
Размышления о будущем воображаемом (идеальном) доме может быть инструментом самопомощи в сложных ситуациях в настоящем, когда, например, нарушается личное пространство, не устраивают жилищные условия. Образ идеального дома позволяет человеку отчетливее представлять своеобразие собственного образа жизни и необходимые для него условия.
Как исследовать свои отношения с домом
«Дом как пространство одновременно стабильное и легко изменяемое (через замену штор, перестановку мебели и т.п.) может быть очень мощным ресурсом для самоподдержки обитателей: местом, где удается отдохнуть, сосредоточиться, «разложить по полочкам» сложные переживания, заняться творчеством. Дом может быть местом с историей, напоминающим о семье, а может быть еще не реализованной мечтой.
Полезно ответить на следующие вопросы:
- Какие возможности дома для изменения собственного состояния вы уже используете? Что вы можете сделать, чтобы расширить этот список? Можете ли вы вспомнить кого-то из знакомых, кто очень успешен в устройстве домашнего пространства для своих психологических потребностей? Как вы думаете, что этот человек посоветовал бы вам?
- Какая зона вашего дома наиболее комфортна для вас? Хотят ли другие члены семьи тоже занять это место? А какая зона раздражает? Что там происходит? Помогает ли вам работа по дому? Что именно вы планируете делать, когда, в усталом состоянии, стремитесь быстро свернуть дела и попасть домой?
- Бывает ли, что дом вас разочаровывает — если да, то чем? Что происходит, когда вы от него устаете или просто хотите побыть вне дома? Чем манит вас в то место, куда вы уходите (уезжаете) из дома?
В зависимости от ответов, которые даются на эти вопросы, вы можете оценить свои взаимодействия с домом, меру того, насколько вас эти отношения удовлетворяют и радуют, — пояснила Софья Нартова-Бочавер. — И понять, чего недостает, что нужно (и стоит ли) в этих отношениях изменить, чтобы чувствовать себя уместным(ой) и любимым(ой) в доме, городе, мире».
Что кроется под нежеланием быть дома
Знаменитые пословицы и поговорки о доме «Мой дом — моя крепость» или «В гостях хорошо, а дома лучше» не всегда подтверждают реальность. Авторы книги рассматривают такое понятия как привязанность к дому и отчуждение от него. Привязанность к жилищу — естественное явление, поскольку дом отражает разные смыслы человеческой жизни. Чем дольше человек живет на одном месте, тем больше он к нему привязан, подтвердили результаты опроса, проведенного учеными среди более 300 москвичей и жителей Подмосковья.
«Привязанность к месту, как и другие формы привязанности, также может быть иррациональной, дисфункциональной или «небезопасной» для ментального здоровья и целостности личности. Так, например, сильная зависимость от своего дома усиливает ригидность в отношении других мест жизнедеятельности и может препятствовать свободе действий человека, ограничивать его активность и развитие в целом или, словами Э.М. Ремарка, «тот, кто нигде не имеет дома, волен ехать куда угодно»».
Из книги «Дом как жизненная среда человека»
Полюсу привязанности к дому противостоит отчуждение от него. Отчуждение может проявляться в избегании дома, сокращения времени пребывания в нем, отказе от домашних обязанностей, привычке мусорить. Авторы книги описывают такие причины отчуждения как, например, разногласия с домочадцами, напряженная эмоциональная обстановка в семье, депрессия в связи с отсутствием личного пространства. Также отчуждение от дома могут провоцировать изменения идентичности. Так для подростков может оказаться привлекательным образ бездомного в связи с неформальностью, свободой от социальных норм и правил.
Отчуждение от дома отрицательно сказывается на самобытности и социальной активности личности. Но, с другой стороны, этот процесс может быть и позитивным, если он связан с добровольным намеренным выходом из зоны комфорта. «Так, некоторые люди отказываются от дома, поскольку он несет якорную функцию и препятствует свободному передвижению по миру, постижению высших духовных смыслов и идейной оторванности от материальных благ», — отмечают ученые.
*Москва, Памятники Исторической мысли, 2016
Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут.
"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.