«Умная школа: диалог практиков и исследователей»
10 февраля 2017 г. на базе ГБОУ г. Москвы «Школа №1284» прошел круглый стол «Умная школа: диалог практиков и исследователей». В работе круглого стола приняли участие ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Татьяна Васильева, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и директора московских образовательных организаций. Обсуждались те исследования Института образования, активными участниками и партнерами которых выступали столичные школы. Кроме того, были намечены перспективы новых исследований.
Открывая работу круглого стола, Исак Фрумин отметил, что в последнее время большое количество диссертационных работ по педагогике пишется лишь об отношениях «учитель – ученик». Случаи изучения других, комплексных факторов влияния (семья, общество, интернет и т.д.) единичны. Однако образовательное пространство не ограничивается простым парным взаимодействием педагога и школьника, всегда следует учитывать социум.
Педагогическая наука сегодня основывается на изучении «естественных» процессов. К примеру, что дети делают со смартфонами? Простое исследование детей из Москвы показало, что 50% ребят ищут в интернете информацию, относящуюся к школе и обучению. У нас проводятся исследования социальных сетей, рассматривается влияние активности в социальных сетях на учебные достижения. Анализ результатов негативного влияния на учебные достижения ребёнка не выявил.
После открытия участники круглого стола продолжили работу в секциях, обсуждая практики дополнительного образования и их место в структуре времени московского школьника, оценку динамики развития ребенка в начальной школе, эффективные модели управления территориальными образовательными комплексами и другие не менее интересные темы.
Во время дискуссии, посвященной образовательному пространству школьника, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова рассказала о расширении спектра вариативности образовательных услуг и об образовательном неравенстве.
Ключевая проблема сегодня – проблема неравенства в образовании. Есть сервисы, которые считаются потенциально подходящими для ребенка, но есть и другие, которые в итоге оказываются реально для него доступными. Есть ли различия в образовании детей, живущих в разных социальных условиях, разных регионах и разных городах? Это серьёзный вопрос, который сейчас находится в фокусе исследования. Пространство взросления – это то, с чем взаимодействует ребёнок. Ребёнку нужна событийность. На сегодняшний день дополнительное образование в школах построено рутинно, а между тем необходимы досуговые формы занятости, досуговое образование.
Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Директор центра
Директор ГБОУ «Школа №2095 “Покровский квартал”» Илья Новокрещенов поделился своими впечатлениями от проведенного дня: «Исследования Инобра НИУ ВШЭ полезны школам Москвы прежде всего тем, что они всегда про будущее и всегда рассматривают опыт наших зарубежных коллег, предостерегают нас от их ошибок. Выводы при этом сделаны строго на основании данных. Мир меняется стремительно, и школа призвана опережать своё время. Потому что нашим выпускникам принадлежит будущее, и именно от них зависит то, каким оно будет. Здорово, что один из лучших вузов помогает нашим школам закладывать фундамент этого будущего!»
Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования