• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вышка запускает новый проект по навыкам XXI века

Новый масштабный проект «Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования» ставит своей целью формирование национального подхода к определению навыков XXI века и трансляцию признанных во всем мире практик оценки и развития ключевых компетенций в отечественную систему общего образования. Проект реализуется Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». В конце февраля состоялся первый открытый семинар проекта.

Для современности характерен разрыв между тем, какие навыки и умения людей требуются обществу, и тем, какие образовательные модели для выработки этих навыков может предложить академический мир, особенно в сфере общего образования. В России эта ситуация усугубляется догоняющим и изолированным характером изменений в академической сфере по сравнению с международными практиками. Основной вопрос, стоящий сегодня перед национальной системой образования, – как обеспечить развитие навыков и компетенций, необходимых для успешной деятельности и жизни в современном мире.
Исследование, инициированное Благотворительным фондом Сбербанка и Высшей школой экономики, призвано, с одной стороны, сформировать национальный подход к определению ключевых компетенций и новой грамотности, а с другой – транслировать признанные во всем мире практики оценки и развития ключевых компетенций в отечественную систему общего образования.

Целью семинара 20–21 февраля было обсуждение рамок исследования компетенций и выработка решений по открытым вопросам, касающимся содержания будущих результатов работы над проектом. Чтобы учесть интересы разных сторон, участвующих в проекте, на семинар были приглашены как эксперты по вопросам образования от научно-исследовательского сообщества, так и представители бизнеса.

В первый день семинара внимание было сосредоточено на том, какие модели изучения ключевых компетенций и внедрения их развития в образовательную практику существуют в научно-исследовательском сообществе. Профессор Университета Хельсинки рассказал о проблемах переориентации школьного образования на новое содержание. По словам профессора, в настоящее время мы блуждаем в тумане, не зная, что ждет нас впереди. Необходимо как можно аккуратнее сопоставлять предполагаемое нами будущее с реальностью и доступными нам инструментами.

20.02


Второй день
был сфокусирован на том, какие компетенции потребуются работодателям будущего. С докладами выступали представители бизнеса. Сотрудники компании Boston Consulting Group рассказали о промежуточных выводах, полученных по ходу реализации своего проекта «Навыки будущего: как изменится рынок рабочей силы в России 2025 года».

21.02

За два дня работы были подняты и всесторонне рассмотрены следующие вопросы:

  • Какие вызовы будут актуальны для образования в следующие 10 лет?
  • Какие ключевые компетенции будут наиболее актуальными для успешной жизни людей в России в 2025 году?
  • Каковы современные ожидания от образовательной среды в контексте развития ключевых компетенций?
  • Каковы вызовы, стоящие перед современными педагогами в контексте развития ключевых компетенций, и что поможет им ответить на эти вызовы?
  • Что в существующем нормативном регулировании образования позволит поддержать развитие ключевых компетенций, а что необходимо изменить?
  • Какие задачи по развитию компетенций могут взять на себя образовательные учреждения (включая неформальный сектор)?
В процессе дискуссии были высказаны различные суждения о содержании образования будущего. Несмотря на несколько противоречивые взгляды на проблему формирования и развития компетенций в рамках существующей системы образования, представители как бизнеса, так и академического сообщества акцентировали внимание на необходимости диалога, а также на важности создания площадки, которая бы позволила обеим сторонам услышать друг друга и прийти к взаимопониманию.

*****


С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.