• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как два министра образования в Высшей школе экономики учились

В октябре 2016 года к занятиям на магистерской программе «Управление образованием» Института образования ВШЭ приступили два студента, к тому времени уже имевшие большой опыт работы, — Владимир Егоров из Якутии и Раис Загидуллин из Ульяновской области. Спустя два месяца оба они стали министрами образования и науки в своих регионах.

Дороги, ведущие в Вышку

Владимир Егоров и Раис Загидуллин — профессиональные математики: Раис окончил факультет математики классического университета в Караганде, Владимир — мехмат МГУ. Затем Раис преподавал в школе, а Владимир — в вузе. Оба защитили кандидатские и использовали любые возможности для повышения квалификации — Владимир даже окончил докторантуру ВМК МГУ. Раис победил на региональном конкурсе «Учитель года» и затем возглавил клуб его участников в Ульяновской области.

Одновременно будущие министры двигались по карьерной лестнице. К моменту поступления в ВШЭ Владимир руководил Малой академией наук Республики Саха (Якутия) — учреждением дополнительного образования для одаренных детей с отделением в каждом муниципалитете, а Раис — Центром системных инноваций в образовании (в прежней терминологии — региональным институтом повышения квалификации учителей).

Недавно они в очередной раз решили поучиться — получить квалификацию управленца в профильной сфере. О вышкинской программе «Управление образованием» Раис Загидуллин узнал от ее преподавателя, ныне директора Лицея ВШЭ Дмитрия Фишбейна, приезжавшего в Ульяновск, когда Институт образования проводил там исследование. Владимир Егоров программу нашел в Интернете: «Уже из описания стало понятно, что программа интересная, преподаватели интересные, и студенты тоже будут интересными».

Конкурс был заочным — нужно было представить портфолио и ждать решение комиссии. Конкурс порядка 2,5 человек на место оба руководителя успешно прошли и осенью приступили к занятиям (программа очно-заочная, предусматривающая двухнедельные сессии в Москве, между которыми студенты учатся дистанционно). Министрами они стали практически одновременно, вскоре после осенней сессии: Раис Загидуллин был официально назначен на должность 2 декабря, Владимир Егоров — 3 декабря 2016 года.

Раис Загидуллин, министр образования и науки Ульяновской области

Рубашка на вырост

«Мне сразу понравилось название «Управление образованием», — вспоминает Раис. — Захотелось понять, за какие ниточки нужно дергать, чтобы управлять именно образованием как явлением сущностным, расширяющим границы, а не просто происходящими в нем процессами или, скажем, финансами. И я пришел сюда восполнить дефицит своих профессиональных компетенций». «Постепенно я стал понимать, что для успешной работы в управлении образованием нужно развиваться, расти профессионально и личностно, и моих прежних знаний для этого уже не хватает», — рассказывает Владимир.

Карьерных ожиданий в связи с поступлением на программу у обоих будущих министров, по их словам, не было. Становиться первыми лицами в образовательных системах своих регионов в ближайшее время они не собирались. «Я думал, что, возможно, когда через два с половиной года завершу обучение, у меня появятся амбиции, — говорит Владимир Егоров. — А пока хватало текущей работы, тем более что руководителем учреждения меня назначили не так давно. Поступление на программу я связывал со своим профессиональным ростом, но отнюдь не карьерным».

О том, что Владимир поступил в Вышку, большое якутское начальство, скорее всего, было не в курсе — уже после назначения ему пришлось согласовывать вопрос о продолжении обучения в Москве, подразумевающее периодическое отсутствие на рабочем месте. Раис подчеркивает, что в администрации Ульяновской области поощряется продолжение образования сотрудниками, так что получать управленческие компетенции все равно бы пришлось, и скорее всего — в Москве. На вопрос, почему именно в Вышке, отвечает так: «Это вуз, где есть серьезная научная база, где дают рекомендации органам власти, а Институт образования — локомотив инноваций в нашей сфере».

Во время сессий в Москве министры не только проводят время в Вышке, но и решают вопросы, важные для своих регионов. В январе Владимир Егоров, например, договорился о сотрудничестве с новым руководством МПГУ, пообщался с чиновниками разных рангов в федеральном министерстве, а федеральный министр Ольга Васильева поручила ему провести в мае в Якутске финал Международной азиатской олимпиады по физике.

«Программа «Управление образованием» — очень масштабная, и поначалу может показаться, что она нам не по плечу. Как будто примеряешь новую рубашку, а она велика, — размышляет Раис. — Но это нормально. За два с половиной года учебы мы вырастем в профессиональном плане, и рубашка окажется как раз впору».

Наука управлять

Когда будущие министры приехали на первую сессию в Институт образования ВШЭ, их приятно удивил состав студентов — и географически, и профессионально. Оказалось, что однокурсники (около 50 человек) — это сотрудники органов управления образования разного уровня (есть даже чиновник из Минобрнауки России), директора школ и их заместители, учителя и методисты. Представлены Москва и Питер, Калининград и Волгоград, Липецк и Салехард, причем среди студентов есть сотрудники не только городских, но и сельских школ, а также учреждений дополнительного образования, включая «Артек».

«Такому многообразию я очень рад, — комментирует Раис Загидуллин. — Подобралась очень креативная, динамичная команда. Все учебные проблемы, которые перед нами ставят преподаватели Вышки, взяты из жизни, и мы смотрим на них с разных позиций». «Мы обогащаем друг друга, — добавляет Владимир Егоров. — Однажды на занятии так получилось, что все сидели лицом к доске, а я один — сбоку, то есть одновременно я мог наблюдать и за лектором, и за коллегами в аудитории. И мы тогда решили, что это самая лучшая позиция — чувствуешь себя учеником по отношению не только к преподавателю, но и к коллегам».

Студента все время заставляют рефлексировать: анализировать свои собственные идеи, оценивать результаты работы. Мы, педагоги, обычно не умеем это делать

Из всего, что уже было изучено в Вышке, Раис особо выделяет курс по социальному проектированию и правовые основы деятельности образовательных организаций, который читал Виталий Матвеев — в последнем случае пришлось проштудировать всевозможные законодательные акты: «Я с первой сессии понял, что курс системный, определил свои пробелы в современном законодательстве, а затем их поэтапно ликвидировал».

«Методика обучения в Вышке основана на том, что студента все время заставляют рефлексировать: анализировать свои собственные идеи, оценивать результаты работы, — говорит Раис. — Я это заметил еще до поступления на программу, когда приезжал в Институт образования на краткосрочные семинары. Мы, педагоги, обычно не умеем это делать». «Главное в программе не то, что мы получили какие-то знания, а потом их в работе применили, — считает Владимир. — Конечно, мы выбираем курсы, чтобы «восполнить свои дефициты», но главная задача программы — перестроить наше сознание».

В первом приближении оба министра уже определили темы выпускных квалификационных работ. Владимир Егоров собирается проводить исследование эффективности муниципальных систем образования — сравнительный анализ факторов, важных для ее обеспечения. В итоге должны получиться рекомендации по управлению образованием на уровне муниципалитета. Раис Загидуллин собирается создать модель системы сопровождения развития педагогов, которую можно было бы использовать в любой школе, — фактически речь идет о «корпоративном обучении» внутри организации.

ВШЭ навсегда

В ближайшие два года обоим министрам предстоит активно учиться: читать научную литературу, слушать онлайн-курсы, выполнять групповые задания по Интернету, писать выпускную работу. Все это — в перерывах между работой, в выходные и даже по ночам. А на службе им предстоит доказать, что руководители регионов не ошиблись в своих кадровых предпочтениях, что системы образования под их руководством сделают рывок вперед.

В Ульяновской области перед министром стоит задача развивать систему образования с учетом потребностей экономики региона: модернизировать профессиональное образование, привлекать в местные вузы талантливую молодежь. ЕГЭ — общероссийский пылесос — «высасывает» из регионов лучших выпускников школ, насильно их в Ульяновской области не удержишь, так что еще со школы нужно не просто выстраивать работу по сопровождению одаренных детей, но и создать у них мотивацию в будущем работать на благо региона.
Владимир Егоров, министр образования и науки Республики Саха (Якутии)


В Якутии в ведомстве Владимира Егорова впервые объединили общее, среднее профессиональное, высшее образование и региональную науку, так что поначалу его задача — наладить взаимодействие между этими сферами. Еще предстоит оценить эффективность огромных вложений последних лет в материальную базу школ, сделать выводы, отражаются ли они на качестве образования, и руководствоваться ими в дальнейшей работе.

Оба министра планируют сотрудничать с ВШЭ не только в части организации собственной учебы.

В Ульяновской области только что завершился проект по поддержке школ, где ученики демонстрируют высокие образовательные результаты, — школы, вошедшие в топ-25 регионального рейтинга, получают дополнительные средства на развитие. И сейчас в области обсуждают неучтенные социальные эффекты — ведь с помощью этого рейтинга невозможно оценить воспитательные эффекты в образовании. Раис Загидуллин рассчитывает получить экспертную оценку в этом вопросе от Института образования ВШЭ — в частности, от Сергея Косарецкого, специализирующегося на теме рейтингов и поддержке школ, работающих в сложных социальных контекстах.

Якутия уже сотрудничает с Вышкой по вопросам развития дополнительного образования, в планах — проект по мониторингу качества общего образования.

Кроме того, Владимир Егоров хотел бы видеть больше представителей Якутии среди студентов программы «Управление образованием», в перспективе планирует проанализировать, какие еще программы для работников образования и управленцев научной сферы предлагает Вышка, и также направлять людей туда. А Раис Загидуллин собирается обучить в Вышке всех руководителей новых школ, которые открываются в Ульяновской области, — на это уже получено согласие губернатора.