Чем могут заниматься разработчики тестов после магистратуры?
Магистерская программа НИУ ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» – уникальная программа на российском образовательном рынке, которая дает необходимые знания и умения для эффективной работы в области измерения в социальных науках. Ее преподаватель Ирина Викторовна Брун, которая сама является выпускницей данной магистратуры, рассказывает, что такое Test Development, где и как могут работать ее выпускники и почему программа не имеет аналогов в России.
- Что вы преподаете в рамках программы «Измерения в психологии и образовании»?
- В этом году я преподавала две дисциплины, но со следующего года буду преподавать только одну, «Теорию и практику разработки контрольно-измерительных материалов». Мы называем этот предмет Test Development, потому что он о том, как создавать разные тесты. На самом деле это один из ключевых курсов нашей магистерской программы. Поскольку программа об измерениях, мы готовим людей, которые могут создавать измерительные инструменты и вести всю часть по их сопровождению, начиная от дизайна измерительного инструмента, и заканчивая статистической обработкой – чтобы они сами могли ее делать. Эта дисциплина преподается на первом курсе магистратуры, как раз когда заканчиваются все вводные предметы, дающие проблематизацию области. Мы рассказываем студентам, какие существуют подходы к созданию различных тестов, как образовательных так и психологических, а также анкет для сбора контекстной информации об испытуемых. В этом году у нас нововведение: мы рассказываем о таком новом и не очень известном подходе к созданию тестов, как Evidence Centered Design. Устоявшийся перевод этого названия еще не сформулирован.
Изучение предмета длится 2 модуля на первом курсе. Если человек является специалистом в области измерений, то первое, что он должен уметь – грамотно создавать инструменты. Это то, чего в нашей стране очень не хватает, несмотря на то, что создается какое-то гигантское количество тестов. Они, как правило, оказываются не очень хорошего качества.
- Насколько сложно учиться студентам? Какова нагрузка?
- Именно по этому предмету, если основательно подходить, нагрузка очень большая. Но поскольку магистратура – это такое место, где учатся уже взрослые люди, то довольно большая часть ложится на них самих. То есть все, что преподается на лекциях и разбирается на семинарах (хотя у нас нет такого четкого разделения) – это все "верхушки", а вглубь они должны копать уже сами. В целом у нас довольно лояльное отношение к посещаемости, поскольку все – взрослые люди, то мы как-то предполагаем, что студенты сами думают о том, могут ли они прийти на то или иное занятие. Поэтому посещаемость у нас не считается компонентом оценки.
- Даются ли студентам помимо теории практические навыки?
- Да, этот предмет подразумевает очень большой объем практики, потому что без практики научиться хорошо разрабатывать тесты или инструменты невозможно. Поэтому в рамках нашего курса студенты начинают свою практику с того, что учатся проводить тестологическую экспертизу готовых заданий. Они могут быть не специалистами, они и не должны быть специалистами в той области, в которой составлен тест: это может быть тест по философии или на квалификацию директора похоронной организации – абсолютно неважно. Наши студенты должны уметь абстрагироваться от содержания теста и посмотреть на его структуру: действительно ли все цели, которые заложены содержательными экспертами, проверяются разработанными заданиями и насколько качественными с точки зрения тестологии являются разработанные задания. В начале курса "Test Development" мы рассказываем теоретическую часть: какие бывают цели тестирования, формы тестирования и тестовые задания, после теории начинается блок, в котором они должны научиться рецензировать отдельные тестовые задания. Наконец, красной нитью, проходящей через весь курс, является разработка их собственного теста, который они и сдают как финальную отчетность по этому предмету.
- Где применимы знания выпускников этой программы?
- В самых разных областях: везде, где делаются какие-либо измерения. Начиная от сугубо исследовательской научной сферы и образовательных тестирований, которые сейчас по Федеральным государственным образовательным стандартам должны создаваться и должны проверять знания и умения, компетенцию учащихся, и заканчивая психологическими личностными опросниками, HR-компаниями, где люди создают измерительные инструменты для своего персонала внутри компании для его набора после обучения и т.д. И, в принципе, во всех этих областях, где применяется тестирование, необходимы навыки, которые вырабатываются с нашей помощью.
- Можете ли вы сказать, что аналогов этой программе нет в России?
- Полных аналогов нет вообще. Есть отдельные магистерские программы, которые имеют похожие названия, но у них немного другой фокус. Например, готовят педагогов, которые могут разрабатывать педагогическое тестирование для своих курсов и своих предметов, которые они ведут. А программ, готовящих измерителей-психометриков и дающих такое же соотношение знаний и в психологии, и в образовании, и в том, как это все разработать и обработать, потому что у нас большой блок посвящен именно обработке, – таких программ нет.
- Можете ли вспомнить какие-то интересные случаи из преподавания?
- На самом деле, было множество смешных случаев, когда находились тесты, сделанные настолько неграмотно, что волосы на голове начинают шевелиться, и в этот момент думаешь, то ли смеяться, то ли плакать. А так на программе все идет стабильно, и ничего супернеобычного мы не встречали, хотя я, конечно, не так долго веду этот курс.
- Почему вы выбрали преподавание именно на этой магистерской программе?
- Вообще я работаю в ВШЭ с 2011 года, тогда я еще была студенткой Высшей школы экономики. После окончания этой же магистерской программы в 2014 году я здесь работаю именно по своей специальности – Test Developer, занимаюсь созданием тестов.
На самом деле эта магистерская программа – моя большая любовь. Это уникальная программа, она готовит уникальных специалистов, которых очень сильно не хватает в России. Специалистов, которые могут создать хороший измерительный инструмент, понимают, как это делать, важность разных мелочей. Отучившись на этой магистерской программе, я очень горячо ее полюбила и так и осталась здесь.
Сейчас я оканчиваю аспирантуру, но не планирую уходить, более того, хочу не просто остаться преподавателем, а еще помогать программе развиваться, участвовать в отборе студентов, думать о целевой аудитории, отслеживать, как студенты двигаются по своим образовательным траекториям. Планирую получить кандидатскую степень и дальше заниматься Test Development.
*****
С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Брун Ирина Викторовна