• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Воспитание детей в новых условиях

Что будет полезно ребенку во взрослой жизни? Многие семьи сегодня не знают точного ответа на этот вопрос. Практики воспитания, гарантировавшие успех прежде, уже не считаются надежными, и у родителей возрастает чувство неопределенности. Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства, в эфире «Радио России» рассказала о проблемах дошкольного образования.

В разговоре были затронуты такие актуальные темы, как психологические кризисы – и у детей, и у родителей, – а также появляющиеся в связи с этим запросы родителей к образовательным учреждениям.

При ответе на вопрос, отличается ли современное детство от того, которое было у предыдущих поколений, Катерина Поливанова заметила: «Детство сегодня действительно отличается, современные дети другие... мы пытаемся их сегодня по-другому воспитывать, родители больше озабочены их будущим».

Во многих регионах страны сегодня нет тех очередей в детские сады, которые были пару лет назад: они перестали работать с ситуацией дефицита. Это существенный вызов.

 В сфере дошкольного образования сложилась тенденция конкуренции между учреждениями, которые различными способами стараются завлечь к себе родителей. Естественно, каждый из них предлагает особенные методики, особенные условия, особенных воспитателей и так далее. В таком большом потоке родителям сложно сделать правильный выбор.

Поливанова Катерина Николаевна
Центр исследований современного детства: Директор центра

Еще одна характерная особенность современности, с  которой приходится сталкиваться родителям, – это своего рода «несомасштабность» предлагаемых воспитательных стратегий их возможным последствиям. Речь идет о том, что постоянно появляется множество новых направлений, связанных со здоровьем и воспитанием детей, многие из которых существуют буквально год или два. Соответственно, дети, которых воспитали в рамках новой парадигмы, еще не выросли, и родители могут использовать новейшие достижения педагогики, психологии и медицины только на собственный страх и риск, фактически, ставя эксперимент на собственных детях.

Наконец, современные родители очень критично относятся к вмешательству в воспитательный процесс представителей старших поколений. Многие современные мамы с высоким уровнем психологической грамотности живут с сознанием того, что родители виноваты во многих их проблемах, так как воспитывали их неправильно. Допустить бабушку до воспитания внука для них равно подвергнуть его опасности переживания этого же «патологизирующего» воспитания, которое в свое время применяли к ним самим.

Для того, чтобы помочь родителям сориентироваться в выборе воспитательной стратегии, специалистами Института образования НИУ ВШЭ была разработана серия примерных образовательных программ для родителей («Родительский университет»). Это профессиональная помощь родителям: информирование об их правах и обязанностях в сфере образования, возможностях получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования, а также знакомство с основами детской психологии и формирование родительских компетенций в воспитании и развитии детей.

Аудиозапись прямого эфира с участием Катерины Поливановой можно прослушать на сайте «Радио России». Расшифровку разговора читайте здесь.

*****


С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.