• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал

На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.

Ключевая цель стратегии — ускорение экономического роста, который обеспечивает благосостояние людей, и задачи отдельных отраслей, в том числе образования, рассматриваются в контексте этой цели, пояснил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Россия сегодня недополучает 10-12 процентов ВВП, так как система образования не дает людям полный набор необходимых компетенций, около 25% школьников не осваивают ядро знаний по математике, естественным, социальным и гуманитарным наукам. Их трудовые и карьерные возможности ухудшаются, они тяжело адаптируются к работе и мало зарабатывают. Однако ситуацию нельзя считать безысходной: опыт ряда стран показывает, что количество неуспешных школьников можно значительно сократить, считает ректор ВШЭ. Это удалось, в частности, в Финляндии, где их доля составляет 5-7%.

Наши преимущества

По словам научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, «мы живем в обучающемся обществе» — в российском образовании создан хороший задел для будущего развития. Обеспечена всеобщая доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, сократилась доля школьных зданий, требующих капитального ремонта, в международном исследовании качества образования PISA Россия сделала рывок — наши результаты по чтению и математике сравнялись со средними по ОЭСР. Премия за высшее образование (разница в средней зарплате у выпускников вузов со всеми остальными) в России одна из самых высоких в Европе, в топ-100 отраслевых и предметных мировых рейтингов раньше входил только МГУ, а сейчас — еще порядка десяти вузов.

При этом Россия — небогатая страна. Как подчеркнул Ярослав Кузьминов, мы опережаем страны своей доходной группы по уровню развития образования, это такой же ресурс, каким в последние годы была нефть. И теперь, добавил Исак Фрумин, главный вопрос в том, как этот потенциал превратить в капитал. Но нынешнее финансирование системы образования, по мнению экспертов ВШЭ, не дает маневра для развития — мы отстаем от всех стран, с которыми конкурируем, по доле ВВП на образование, причем расходы на образование консолидированного бюджета с 2013 года снижаются.

Наши проблемы

Та четверть школьников, которая не осваивает программы общего образования, идет учиться в техникумы, где качество образования, дающего функциональную грамотность, очень низкая, а поддерживающих программ для детей этой группы, как в Финляндии, у нас нет. Этой проблемой в нашей стране никто не занимался — общее образование целенаправленно улучшали в школах, хотя почти половина старшеклассников получает его в техникумах. Растут различия в образовательных результатах семей с разным социальным статусом — происходит концентрация детей из определенных социальных слоев в определенных школах. Возникает зона бедности и низкой социальной мобильности, опасная для социальной устойчивости страны.

Если уж необходимо сделать так, чтобы дети учили все предметы до окончания 11 класса, уж лучше ввести один дополнительный ЕГЭ, а какой именно кому сдавать, можно определять по жребию, например, 1 апреля

В школах, техникумах и вузах не формируют так называемую «новую грамотность», которая не была необходима еще 20-30 лет назад, — финансовую, медицинскую, правовую. Формирование ключевых компетенций XXI века (работа в команде, решение проблем, проектная деятельность и проч.) не являются целевой функцией общего и высшего образования. Снижается мотивация и интерес к учебе, хотя мотивированный учебный труд — это основной ресурс успеха, условие появления в обществе инициативных людей. В России не является обязательным непрерывное образование — уровень обновления компетенций взрослого населения в три раза ниже, чем в странах-конкурентах. Выпускники вузов, как правило, не готовы не только создавать свои инновации, но и быстро оценивать и осваивать инновации, созданные другими.

Таким образом, с учетом преимуществ российского образования и ликвидации выявленных проблем предстоит понять, как увеличить вклад образования в экономический рост и технологическую модернизацию, как с его помощью гарантировать социальную мобильность и устойчивость, усилить глобальное влияние России.

Обязательные экзамены и средний балл аттестата

В ходе дискуссии были высказаны разные точки зрения о путях совершенствования качества образования, изменении механизмов его финансирования и других факторах. Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев предложил для повышения общекультурного уровня школьников ввести обязательный ЕГЭ по 6-7 предметам, учитывать при поступлении в вузы средний балл аттестата, а чтобы прекратить вымывание талантливых абитуриентов из регионов, усилить сотрудничество региональных вузов с ведущими столичными.

По его мнению, распределение контрольных цифр приема между вузами непрозрачно, они не учитывают потребности экономики, их получают в большой степени успешные вузы, а также вузы проблемных регионов. А слабые вузы получают недостаточно бюджетных мест, даже если нужны экономике, хотя можно принять меры по их развитию — поменять руководство, привлекать студентов стипендиями и местами в общежитиях. Впрочем, замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова возразила, что при распределении контрольных цифр приема учитываются региональные потребности в кадрах на среднесрочный период, а также запросы самих университетов.

Однако руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина счел увеличение количества ЕГЭ слишком тяжелым бременем. Если уж необходимо сделать так, чтобы дети учили все предметы до окончания 11 класса, уж лучше ввести один дополнительный ЕГЭ, а какой именно кому сдавать, можно определять по жребию, например, 1 апреля. Не отрицая важность знаний, нужно обеспечить и демонстрацию умений выпускниками школ. Выпускники техникумов сдают демонстрационный экзамен, аналог планируется вводить в Москве для выпускников профильных и инженерных и медицинских классов. В экономике востребованы межпредметные и межкультурные компетенции, а значит, нужны уже инженерно-медицинские классы, в одном образовательном пространстве должны учиться те, кто выбрал разные профили, как в сочинском центре для одаренных детей «Сириус».

Совершить прорыв

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко считает, что в системе образования необходимо определить точки роста, где предстоит совершить прорыв. Десять лет назад в условиях ограничения бюджетных ресурсов именно так начинался приоритетный национальный проект «Образование», когда впервые были профинансированы программы развития лучших вузов, поощрялись лучшие учителя и лучшие школы.

В условиях постоянной нехватки финансирования и поисках компромисса при его распределении между разными ведомствами, это один из возможных путей развития образования для ускорения экономического роста, считает помощник президента.

*****


Предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.