• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Дискуссия о будущем образования

В рамках Петербургского международного экономического форума 1-3 июня 2017 г. прошла панельная сессия «Революция в образовании: готовы ли мы?» с участием министра образования РФ Ольги Васильевой, заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец, ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым, бывшим премьер-министром Финляндии Эско Ахо и другими ключевыми фигурами. Вел сессию научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Участники панельной сессии рассуждали о том, насколько революционными можно считать изменения, происходящие в системе образования сегодня. Многие отмечали, что в условиях цифровизации образования, изменения роли учителя как носителя знания становится более важной роль воспитания.

Общение, воспитание и выполнение коллективных проектов – это то, что может спасти функцию школы в обществе. Учитель в этом отношении должен стать консультантом, экспертом проектов. Учитель 20252035 года должен быть воспитателем в большей степени, чем сейчас он им является, и в большей степени, чем он был в советской школе. Функция воспитания должна быть центральной у будущего учителя. Внимание к каждому учащемуся – то, что сохранит ядро школы.

Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор Высшей школы экономики

По словам Ольги Васильевой, революция в образовании неизбежна, но она пройдет мирным путем. Без фундаментальной научной основы масштабные изменения в образовании не произойдут. Глава Минобрнауки сообщила, что в 2022 году в России будет введен обязательный ЕГЭ по английскому языку: это давно назревшая необходимость для перехода в новую эпоху.

Большинство выступавших отметило важность перехода формального образования на новые, более гибкие принципы, на развитие системы работы с мотивацией учащихся, развитие в школе навыков XXI века. Вот как охарактеризовала требования к современному педагогу Ольга Голодец«Это должен быть совершенно другой человек. Действительно, он должен думать и о технических, и о социальных новациях, должен научить ребенка жить в меняющемся мире. Ответственность педагога за индивидуальный подход к ребенку возрастает».

Руководитель федеральной сети детских технопарков «Кванториум», генеральный директор ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Марина Ракова выразила беспокойство: таким образом на школу возлагаются ожидания, которые педагогический состав на текущий момент удовлетворить не может, и теряется то, чем школа сильна – базовые предметные знания. По ее мнению, нужна система, в которой выпускники не только педагогических, но и классических и политехнических вузов будут возвращать в систему образования свои знания и навыки.

Кроме сессии, посвященной революции в образовании, НИУ ВШЭ и холдингом «Просвещение» был организован деловой завтрак для российских губернаторов, посвященный новому вектору развития образования в регионах. На мероприятии, в котором участвовали также представители органов управления образованием, ведущие бизнесмены и зарубежные эксперты, говорилось о важности инвестиций в образование для обеспечения роста региональной экономики.

Видеозапись панельной сессии «Революция в образовании: готовы ли мы?» полностью можно посмотреть по ссылке.