• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Нужно, чтобы учитель имел вкус к исследованию»

Учебная программа магистратуры «Современная филология в преподавании литературы в школе» не похожа на привычные программы филологических факультетов. О том, почему подготовка магистров на этой программе может считаться уникальной, рассказывает один из ее руководителей  Евгения Абелюк.


Магистратура «Современная филология в преподавании литературы в школе» решает нестандартные задачи, актуальные для сегодняшнего образования. Интернет-эпоха меняет мышление человека и общества, меняются и представления о том, каким должно быть образование. Традиционно оно монологично и репродуктивно: учитель транслирует ученику знания – тот должен их воспринять и воспроизвести. Эта черта образования складывалась столетиями: в Средние века ученики и студенты дословно заучивали определения, не понимая их смысла. У нас, в России, так было еще во времена Ломоносова, так бывает и сегодня.
Однако очевидно, что современное образование должно стать интерактивным. К тому же наше образование линейно: оно ведет ученика от параграфа к параграфу, в условной логике автора курса. При этом лакуны и не проясненные места остаются всегда. Интернет же учит воспринимать мир как гипертекст. Поэтому так остро встает сегодня проблема самообразования – осознанного заполнения лакун. Но самообразованию тоже нужно учить. Это способен делать только постоянно растущий учитель.

Чтобы воспитать в учениках самостоятельность мысли, нужно не бояться ставить перед ними вопросы, не имеющие однозначного решения, или вопросы, ответы на которые учителю заранее не известны. Для такой манеры преподавания нужна не только отвага. Нужен достаточно высокий профессионализм, нужно, чтобы сам учитель имел вкус к исследованию.

Все это учитывает программа нашей магистратуры: кроме курсов, развивающих языковое чутье, читательскую и исследовательскую интуицию (это такие дисциплины, как «Языковая стилистика литературного произведения», «Элементы стиховедения», «Техники анализа и интерпретаций в различных школах литературоведения»), в программе предусмотрен ряд дисциплин, помогающих воспринимать произведение в контексте — художественном, историческом, политическом («Литература и политическая и социальная история», «Литература и история европейской философии», «Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах и документах», «Русская словесность на фоне европейской»).
Все курсы выстроены вокруг научно-исследовательского семинара. Сделано это для того, чтобы магистранты были не только слушателями, но и исследователями, чтобы они и подключались к разнообразным научно-исследовательским проектам (и даже инициировали их), и умели руководить исследованиями собственных учеников. Благодаря системообразующей роли научно-исследовательского семинара наша программа в настоящий момент не имеет аналогов и оказывается вне конкуренции.

Магистратура «Современная филология в преподавании литературы в школе» готовит штучных специалистов – исследователей и экспертов в области филологического образования.
Наши магистранты – яркие и профессиональные люди, испытывающие «голод» по подлинно профессиональной среде. Это учителя словесности (впрочем, среди наших студентов есть и учителя начальной школы, и учителя музыки), преподаватели филологических вузов, редакторы СМИ и издательств, работающих на образование, библиотекари.
В магистратуре учатся не только москвичи, но и иногородние коллеги. Их обучение вполне возможно – магистратура не только бесплатная (выделено 15 бюджетных мест; студент или командирующая его организация оплачивают лишь проживание и транспортные расходы), но и очно-заочная (семь очных сессий за два с половиной года обучения) с использованием дистанционных технологий.

Документы можно подать не позднее 13 сентября. Коллеги, приходите — мы ждем вас!


Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут.

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.