• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Если человек развивается, то для него в Вышке созданы все условия»


В Институте образования НИУ ВШЭ подошла к концу очередная сессия студентов магистерских программ для педагогов и преподавателей. Магистранты рассказывают о том, как учеба повлияла на их жизнь.

Учительские программы «Современная историческая наука в преподавании истории в школе», «Современная филология в преподавании литературы в школе» и «Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе» разработаны для подготовки педагогов и преподавателей образовательных организаций общего образования.

Очно-заочный формат обучения позволяет представителям педагогических профессий совмещать работу с учебой. Очную часть составляют краткосрочные интенсивные учебные модули с занятиями по курсам. В промежутках между очными модулями осуществляется дистанционное обучение с использованием электронной образовательной среды (LMS).

Все три магистратуры предполагают обучение в течение 2,5 лет. Учебная программа строится так, что каждый из участников может заниматься по сформированному для него (и с его участием) индивидуальному учебному плану. Всем студентам необходимо изучить ряд обязательных учебных курсов, а также определенное количество курсов по выбору.

Поскольку программы ориентированы на действующих учителей, практика магистрантов проходит в форме руководства коллективными и индивидуальными ученическими проектами, а также в виде совместных учебно-исследовательских конференций учителей и учеников.

В основе теоретической подготовки магистрантов, их индивидуальной академической работы и практики лежит творческое освоение отечественного и зарубежного опыта использования разнообразных методик и технологий обучения школьников.

В ходе обучения магистранты учатся анализировать собственный опыт и заниматься проектированием собственной профессиональной (в том числе исследовательской) деятельности, а также исследовательской и проектной работы своих учеников.

Кроме того, программы требуют от каждого магистранта участия в научно-исследовательском семинаре и работе над коллективными и индивидуальными исследовательскими проектами. Магистранты проходят педагогическую практику в лучших школах Москвы. Студенты также могут принять участие в конференциях и мероприятиях, организуемых НИУ ВШЭ и партнерами университета.

Мария Туркина, г. Екатеринбург, программа «Современная филология в преподавании литературы в школе»

7 лет стажа работы учителем русского языка и литературы. На самом деле я всегда была убеждена, что педагогика – это не мое, и не собиралась идти работать в школу. Но во время практики на 5 курсе я поняла, что мне это действительно нравится, начала получать удовольствие от процесса и осталась.

Про Институт образования НИУ ВШЭ сначала узнала моя мама, потом эту программу обсуждали на работе, позже я случайно увидела информацию в соцсетях. И решила, что это судьба. Я должна была попробовать, хотя изначально казалось, что очень сложно, предстоял конкурс портфолио. Нужно было основательно готовиться. А потом я как-то собралась духом, подала документы и очень успешно прошла вступительные испытания.

Трудность для меня была, наверное, только в том, что не было адекватной самооценки, мне было сложно представить, какого уровня нужно подготовить материалы. Конечно же, был определенный страх не пройти, но по итогам я набрала достаточно высокие баллы, и в рейтинге поступающих была на втором месте. 

Нацпроект «Образование», в котором я выиграла грант, сейчас помогает мне работать над своим развитием. К участию в проекте меня тоже подтолкнула моя учеба в магистратуре. На конкурс нужно было представить свои предложения по развитию образования. У меня это был доработанный вариант моей курсовой работы.

В научной конференции я первый раз участвовала тоже во время моего обучения в магистратуре. В сентябре прошлого года я участвовала во Всероссийской научной конференции в Екатеринбурге «Дергачевские чтения». Я выступила частично по теме своей курсовой работы, и это был очень интересный опыт.

Мотивация учиться. Для меня в нашем обучения есть две составляющие: филология, где я получаю удовольствие от работы с текстами, и сама тема образования, которая очень мне близка.  

Хотелось бы продолжить свое обучение в аспирантуре. Обучение на этой программе меня толкает к тому, что надо двигаться дальше: хочу попробовать свои силы в поступлении в аспирантуру Вышки. Я уже задумалась про Институт образования ВШЭ. Знаю про возможность обучаться здесь и тут же трудоустроиться. Сейчас передо мной стоит проблема выбора.

Институт образования ВШЭ дает мне большой спектр возможностей именно для нового витка развития, это другая сфера, незнакомая, поэтому сейчас нужно сначала написать магистерскую диссертацию, а потом уже думать о будущем.  

Сомнения чаще всего связаны со страхами. Мне тоже всегда казалось, что работая учителем на полторы-две ставки, невозможно еще и учиться где-то, даже если это очно-заочное отделение. Но у нас – у моих одногруппников и у меня – все отлично получается. Все задания интересные: увлекаешься, растворяешься в процессе и в итоге побеждаешь!

 

Дмитрий Воронцов, г. Тольятти, программа «Современная историческая наука в преподавании истории в школе»

Не хватает образования. Первое образование – педагогическое, именно по истории. Но наука ушла далеко вперед. В педагогическом вузе основной упор делался не на историю, а на ее преподавание. А как ее преподавать, если ты не совсем понимаешь, что с ней происходит? Это в числе основных мотивов, по которым я сюда пришел.

Состав преподавателей здесь уникальный. То, что каждую дисциплину преподает профессионал в данной области – редкость, такого я больше нигде не видел. И это особенно заметно в свете последних реформ, когда один преподаватель может преподавать десять дисциплин, не связанных друг с другом. Здесь – совершенно обратная ситуация.

«В Вышку попасть сложно!» – распространенное и ошибочное мнение. Я узнал про программу через интернет. Подумал, почему бы и не рискнуть? Здесь конкурс портфолио. Первая реакция была – в Вышку? На бюджет? Нет, это нереально! Потому что экзамены уже не сдать, учился давно – все забыто. Конкурс портфолио, в котором ты должен продемонстрировать, что ты в профессии, что у тебя уже что-то есть – это большой плюс. Педагог-практик может поступить сюда без затруднений.

У меня уже есть ученая степень, я пришел в магистратуру, уже будучи кандидатом экономических наук.

На будущее хотелось бы остаться в лидерах. Чтобы быть действительно эффективным преподавателем сейчас, первого образования уже недостаточно. Я каждый год беру новые дисциплины, что-то постоянно меняется. Невозможно все время работать одинаково. Магистратура позволяет наверстать упущенный момент, и в будущем я смогу заниматься и самообразованием, поддерживать свой уровень.

У всех базовое образование получено в классическом вузе, четко по учебникам, а Вышка во многих направлениях действительно впереди. Основные научные публикации последних лет по сути идут от Вышкинской профессуры и несут действительно нечто новое.

Многие боятся поступать. У педагогов чисто психологически есть такой момент: вдруг «заслуженный» педагог не поступит? Как это?! Это же тяжело будет пережить. Я бы сказал, что пробовать можно и нужно, сделать это реальнее, чем может показаться. Не стоит бояться.

Система общения Вышки со студентами – это очень здорово, постоянно приходят рассылки, и не только на научные мероприятия, но и на мероприятия культурного плана. Благодаря Вышке мы побывали в Кафедральном соборе, там проходят прекрасные органные концерты. Сходили туда с несколькими сокурсниками вне сессии, и это оказалось большим открытием. Жизнь здесь разнообразна и насыщенна. Если человек развивается, то для него созданы все условия. Есть все, что хочешь – главное, делай! В этом плане вуз выгодно отличается от всех остальных. Вспоминая себя после школы, я думаю, что лучше бы сюда поступил. Но это была бы совсем другая история, и вышел бы совсем другой специалист.

Натали Манукян, г. Ростов-на-Дону, программа «Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе»

Степень бакалавра я получила 2 года назад в Южном федеральном университете по направлению «Международные отношения». Во время обучения узнала, что наш вуз сотрудничает с ВШЭ. Дополнительно я проходила обучение по программе МИГО (Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование), к нам приезжали вышкинские преподаватели. Большое впечатление произвел на меня Игорь Николаевич Данилевский, я уже в процессе обучения решила, что поступлю в магистратуру в Институт образования ВШЭ. Была такая мечта и хотелось. Подала документы, изучала программы на сайте, искала что-то, что удобно для меня в плане времени. И поступила.

Почему политология? Мне это безумно интересно, и это соприкасается с тем направлением обучения, которое я уже окончила. Дисциплины, которые здесь преподают, также связаны с тем, что я знала, и помогают мне развиваться дальше и получать какие-то новые навыки.

Вышка – потому что преподаватели. Это на первом месте, наверное. Я много слышала о преподавателях на семинарах, конференциях, в которых участвовала. Я понимала, что это тот самый индивидуальный подход. Есть преподаватели, которые читают лекции, а ты запоминаешь, записываешь за ними, но это все забывается. С вышкинскими преподавателями все по-другому: я нахожу то, что мне нужно, в каждой их фразе. Я могу к ним подойти абсолютно с любым вопросом, даже независимо от той дисциплины, которую они преподают. Я знаю, что мне всесторонне помогут и подскажут.

Я абсолютно не жалею, что поступила сюда, мои ожидания полностью соответствуют тому, что я себе представляла. Даже немного грустно оттого, что учеба подходит к концу…

 

Дмитрий Михайловский, г. Москва, программа «Современная филология в преподавании литературы в школе»

По образованию я журналист, а работаю в противоположных сферах: преподаю литературу и журналистику в Институте журналистики и литературного творчества, а еще преподаю математику и итальянский язык в Яндексе. По первой своей профессии я вообще инженер.

Я прошел программу профессиональной переподготовки «Управление образованием» у Анатолия Георгиевича Каспржака, потому что и образование, и педагогика меня очень сильно увлекают. Я был очень рад, что такая отдельная программа открылась, и просто не смог упустить возможность повысить свою квалификацию.

В будущем себя вижу в педагогике и планирую поступать в аспирантуру Института образования. Мне больше хотелось бы именно научно-академической работы. Сейчас выбираю научного руководителя: меня интересуют научно-образовательные траектории, потому что я недавно стал финалистом Конкурса «Школа навыков 21 века» с проектом «Маршрутизатор образовательных программ», и мне хотелось бы продолжить развивать эту идею.

Мне нравится в Вышке серьезность подхода, неформальность. Неформальность в том смысле, что все по-честному – будь то сроки, отношения людей. Каждый занимается своим делом, никто не занимается профанацией деятельности. Здесь собираются действительно разносторонние люди, с которыми интересно работать.

Преподаватели всегда поддерживают во всех инициативах. Мне очень помог с моей магистерской диссертацией Константин Михайлович Поливанов, несмотря на то, что пишу я ее у другого руководителя. Я всегда могу к нему обратиться, и он никогда не откажет, посоветует, поможет.

Политика Института образования такова, что все здесь прозрачно: программы есть на сайте, все материалы доступны. Если у кого-то есть сомнения, идти учиться или нет, то можно преподавателям написать в фейсбуке и развеять свои сомнения, получив прямой ответ.

 

 


Очные магистерские программы
 для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут. 

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.