От новых методов к новым гипотезам
Образование можно изучать с точки зрения разных наук и с помощью разных методов. Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ используют летнее время для повышения своей исследовательской квалификации: о летних школах в Санкт-Петербурге и Барселоне рассказывают Ирина Щеглова и Алексей Егоров.
Что может быть общего между эффективностью работы коллектива, победой Трампа на выборах в США и эпидемией лихорадки Эбола? Все эти явления можно изучать с помощью сетевого анализа.
Сетевой анализ – способ изучения социальных сетей, понимаемых как набор сущностей, между которыми есть определенные отношения. Он позволяет обнаружить скрытые отношения между людьми и организациями.
В июле Ирина Щеглова, аспирант Института образования и аналитик Центра социологии высшего образования, участвовала в международной летней школе, организатором которой выступил центр изучения Германии и Европы в Санкт-Петербурге. Среди участников были российские и иностранные студенты, аспиранты и молодые ученые, специализирующиеся на исследованиях в социальных и гуманитарных науках. Занятия проводили рофессора из Амстердамского свободного университета, Манчестерского университета, а также Роттердамского университета имени Эразма.
Первая половина летней школы была посвящена знакомству с концепциями и методам сетевого анализа данных. В ходе практических занятий лекторы Dr. Adina Nerghes и Dr. Ju-Sung Lee показали, как применять на практике новейшие разработки в области семантического анализа и пользоваться специализированным программным обеспечением: ORA и AutoMap. Вторая половина была посвящена использованию ERGM моделей. Dr. Johan Koskinen провел серию мастер-классов по работе в программе MPNet.
Семантический анализ позволяет изучать существующие связи между словами и темами и используется для анализа текстов. В семантическом анализе также строятся сети и используются те же термины, что в сетевом анализе – узлы, ребра, связи. Сематический анализ часто применяется для анализа информации, размещенной на интернет-платформах: Facebook, Twitter, Youtube. Также довольно популярен семантический анализ выступлений политиков.
Так как участники летней школы были из разных академических сфер, то их идеи по реализации своих исследовательских проектов различались. Кто-то использует сети для анализа качества деятельности медицинского персонала в Великобритании, кому-то интересно проследить взаимосвязи русских художников XIX века, кто-то занимается изучением общественного мнения по глобальному изменению климата. Также приехали участники, которые используют семантический анализ для работы с петициями на Change.org.
В сентябре 2017 г. Ирина планирует организовать в Институте образования мастер-класс для всех желающих познакомиться с программами, позволяющими проводить семантический анализ текстов.
Откуда взять вдохновение на продолжение исследовательской работы и постановку новых гипотез? На международной летней школе, в процессе обсуждения исследования с зарубежными коллегами.
Летняя школа, организуемая Школой экономики университета Барселоны, в этом году была посвящена экономике образования. Особое внимание уделялось вопросам теории человеческого капитала, измерения экономических эффектов образовательной политики, дополнительного профессионального образования.
Алексей Егоров, аналитик Лаборатории «Развитие университетов», работает над исследовательским проектом, посвященным оценке вклада региональных систем высшего образования в экономический рост в регионах России. В рамках проекта был подготовлен препринт. Во время летней школы Алексею удалось обсудить текст препринта с зарубежными коллегами и получить комментарии, которые будут полезны для доведения текста до статьи в зарубежном журнале.
В качестве ключевого спикера летней школы выступала Сандра Макнелли – директор Центра исследований дополнительного образования Лондонской школы экономики и политических наук, профессор университета Сюррея. Также свой мини-курс, в рамках которого рассматривались практические вопросы оценивания экономических эффектов образовательных реформ на основе существующих баз данных, представил Альваро Чои из университета Барселоны.
Больше всего мне понравились комплексность и теоретичность курса Сандры Макнелли: в рамках 5 лекций ей удалось проследить основные тенденции развития исследований в области экономики образования, начиная с классических работ Бекера, Шульца, Минцера, опубликованных в 60-70-х годах прошлого века, заканчивая последними работами Ханушека и Воессманна. Открытием для меня стала сохраняющаяся актуальность работ в области оценивания отдачи от образования: несмотря на сотни работ, опубликованных с начала 70-х годов прошлого века, остается целый ряд неразрешенных методологических вопросов, связанных, прежде всего, с проблемой эндогенности. С коллегами с факультета экономических наук ВШЭ мы сейчас готовим к публикации работу, в которой предлагаем еще один возможный подход к преодолению проблемы эндогенности при оценивании отдачи от образования на основе уравнений заработной платы.
Егоров Алексей Алексеевич
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик
В летней школе участвовали представители 14 стран. Среди них были как люди, занимающиеся академическими исследованиями – начиная с теоретической экономики и заканчивая эмпирическими образовательными исследованиями, – так и практики. Например, сотрудник министерства образования Канарских островов, ответственный за участие и результаты Канарских островов в исследовании PISA.
Участие в летней школе позволило Алексею сформулировать несколько новых исследовательских гипотез, проверкой которых он планирует заняться в ближайшее время.
Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут.
"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.
Егоров Алексей Алексеевич
Щеглова Ирина Александровна
Центр социологии высшего образования: Аналитик