• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Анализ данных в R, близнецы и квазиэксперименты

Молодые преподаватели магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Галина Ларина повысили исследовательскую квалификацию на летних школах в Англии и Нидерландах. Анастасия и Галина являются выпускницами этой магистратуры и будут делиться своими новыми знаниями с новыми студентами.

Анастасия Капуза

Летняя школа по анализу данных в социальных науках Эссекского университета – огромное мероприятие с 50-летней историей. Каждое лето в колчестерском кампусе Эссекского университета собирается несколько сотен людей, работающих в сфере социальных наук. Как правило, это уже состоявшиеся специалисты – аспиранты, научные сотрудники, преподаватели. Школа состоит из трех блоков разного уровня сложности: от вводных курсов в первом блоке до детального разбора продвинутых методов анализа в третьем. Я попала во второй блок, средней сложности. Курс, который я выбрала, – Identifying Causation through Experimental & Quasi-Experimental Research – во многом пересекается с аналогичным курсом на нашей программе. Однако он гораздо более методологический. В курсе было много математики, мы старались понять, почему предложенные методы работают, на чем основана их надежность, в чем их недостатки и преимущества. Все примеры были из разных областей социальных наук – политология, социология, образование. Кроме того, нас просили придумывать собственные примеры и затем объясняли материал на них. Преподаватель Джеймс Ло был открыт для диалога, отвечал на дополнительные вопросы и старался помочь на практических занятиях. На практических занятиях мы работали в R, что для меня и многих моих одногруппников было в новинку. Пришлось не только осваивать содержание курса, но и учиться быстро работать с незнакомым интерфейсом программы.


Так как школа проводится уже очень давно, ее организация отлажена как часы. Студентам предлагают широкую развлекательную программы: от лекций преподавателей по их свежим статьям до совместного просмотра новой серии «Игры престолов» и прогулок по уютным пабам соседнего Уивенхо. Кампус современный, и многие его здания похожи на базы повстанцев в «Звездных войнах», но при этом он уютный, а на территории есть все необходимое.

В 2017–2018 учебном году Анастасия Капуза будет ассистентом у А.Б. Захарова на курсе «Quasi-Experimental Research in Education».

 

 

Галина Ларина

– Две недели в августе мне посчастливилось провести на летней школе Амстердамского свободного университета. Традиционно он предлагает слушателям широкое разнообразие коротких курсов, например, посвященных вопросам гражданства в постколониальной Европе или анализу больших данных в системах Unix. В этом году сотрудники департамента Биологической психологии и The Netherlands Twin Register впервые открыли курс «Nature and Nurture: Twin Research and Human Genetics», на который я решила поехать.

Содержание курса было посвящено современным методам анализа роли наследственности и среды в жизни человека. В течение курса я освоила два основных подхода: близнецовый дизайн исследований и анализ генетических последовательностей. Близнецовый дизайн исследований позволяет разделить роль наследственности и среды в формировании таких индивидуальных различий, как когнитивные способности, личностные черты, образовательные достижения. А анализ генетических последовательностей (GWAS) предназначен для выявления отдельных частей ДНК, связанных с различными заболеваниями, зависимостями. Меня больше всего заинтересовали методы анализа генотип-средовой связи в формировании отдельных индивидуальных различий, а также возможности изучения роли среды в экспрессии генов (EWAS).


Надо сказать, что материал летней школы был довольно сложным для освоения неподготовленными слушателями. Однако команда преподавателей старалась преподнести информацию наиболее понятным образом, отвечая на вопросы на лекциях и помогая в рамках практических заданий. Во время практических занятий мы должны были проводить анализ в статистическом пакете R, который был незнаком большинству участников. Но за счет терпения преподавателей и небольшого количества участников в группе каждый смог провести все необходимые виды анализов и понять специфику современных генетических исследований.

Важное преимущество этого курса заключается в том, что команда преподавателей состояла из ведущих специалистами в генетике, близнецовых исследованиях и биологической психологии: Prof. Dr. Dorret I. Boomsma, Prof. Dr. Eco J. C. de Geus, Prof. Dr. Conor Dolan, Dr. Hamdi Mbarek и др. Было удивительно приятно общаться с авторами статей, которые мы со студентами обсуждаем на нашей магистерской программе.

В 2017–2018 учебном году Галина Ларина будет вести курс «Дифференциальная психология».

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.