• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Первый звонок: школа

Преподаватели Института образования НИУ ВШЭ вспоминают о своей работе в школе.

Павел Аркадьевич Сергоманов

К первому сентября мы всегда шутили: сделал план на год – как будто уже и последний звонок рядом. Всегда придумывали что-то необычное – директор на лошади или в карете, все идем вокруг школы с песнями про любимую 106-ю, пускаем шарики в небо (хотя сегодня это уже совсем просто). Ожидание школьного Арбата, шумных первоклашек, праздников. Как сделаем: «Люблю себя хорошего!» – все сразу хорошими и становятся! 

У старшеклассников переговоры с администрацией: шутка сказать, договор на 2 года подписывать нужно, предметы выбрать, учителей, секции и кружки. Собеседование с Еленой Григорьевной пройдено, сказаны все мысли – куда идти, на кого учиться, какой учебный план сделать. Теперь выполнять…

Большой концерт. Дети и учителя. Уморительно милые дошколята. Совершенно серьезные первоклашки, теребящие брючки и юбочки на концерте, а потом несущиеся по коридору, как неуправляемые снаряды. Цветы, цветы. Цветы. 

Классные классные. И хор. Замечательнейший Лисюткин. Андрей. Маэстро. Дирижер. Строго и энергично: «Славься сто шестая, милая, роднаааая…»  Gaudeamus igitur. А потом с потрясающим чувством и казацкой такой ухмылочкой, мужские сильные голоса: «Мааааруся, раз – два – три калына чернявая дывчина в саааду ягоду брала». 

И вот она, Школа! Здравствуй! Здравствуй, школьный народ! 

 



Елена Владимировна Чернобай

Для меня праздник первого сентября, День знаний, всегда был учительским праздником. Я бы сказала, праздником любопытства. Любопытство проявлялось в том, какими стали ребята за лето, кто пришли новенькие, как преобразилась школа (хотя в преображении школы иногда участвовали и мы сами, учителя…), как изменились коллеги за лето.

В этот день всегда было ощущение притока энергии, начала чего-то нового. В общем, мотивация через край! Как правило, за лето отрефлексируешь предыдущий опыт, подведешь черту, разберешься с чехардой в голове, которая наступает к концу учебного года, накупишь разных книг (в мои учительские времена с Интернетом было тяжеловато), и так работать хочется, аж дух захватывает… Думаешь, что вот в этом году обязательно получится то, что не получилось в прошлом, обязательно сделаешь то, до чего руки не дошли прежде. Кстати, в мои времена нас совсем не мучили учительской отчетностью и было время для творческих идей и их реализации.

Я работала в школе в 90-е и 2000-е годы. В эти два десятилетия происходило много изменений в стране, в обществе, в системе. Это не могло не влиять на развитие подрастающего поколения. Ребята менялись, и иногда приходилось учиться каким-то вещам и у них. Это было интересно! И всё это начиналось первого сентября, в День любопытства!



АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ КАСПРЖАК

Какое оно было разное, это самое первое сентября – первый в очередном учебном году выход в люди. В годы ученичества доминантой была встреча с друзьями, на которой, как водится, хотелось и людей посмотреть, и себя показать. Годы учительства – полная концентрация, легкий мандраж, ожидание звонка как выстрела стартера. Директорский период связан с привнесением в ощущения этого дня ноток избавления от завершения очередного этапа работ: ремонт закончить успели, травку покосили, окна помыли… В общем, у всех почему-то праздник, а ты в очередной раз не можешь ответить на вопрос – на кой бес тебе этот стресс и сколько ты еще так выдержишь. Потом переживания папы. Они простирались  от традиционных: как «наши» на фоне других – больше, меньше в прямом смысле этих слов – до семейно-профессиональных. Последние выражались в навязчивом прогнозировании угроз твоей репутации директора и учителя от размаха «праздника знаний», в котором непременно примут участие твои ближайшие потомки.

От всех этих ощущений выгодно отличаются те, которые ты испытываешь, находясь в позиции дедушки. Пришел на праздник, где стоишь в толпе равных, созерцаешь, замеряешь действия и речи на допустимый уровень праздничной пошлости. Не надо ни влезать на трибуну и что-то говорить, хорошо понимая, что это никому не надо, ни работать маячком для твоего класса, держа табличку с непонятной аббревиатурой, размытой дождем. А еще лучше, если твоя внучка пошла в школу в другом городе. Посмотрел вечером фото или даже видео, умилился, выпил с женой по рюмке и наконец понял, что рано или поздно «День знаний» становится праздником в полном смысле этого слова. С чем я вас и поздравляю, коллеги!

 


Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.