• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образовательный эффект детского лагеря

Институт образования НИУ ВШЭ будет сотрудничать с педагогами «Артека» при проведении исследований. По словам заместителя директора лагеря Юрия Ээльмаа, новый проект позволит найти научно обоснованные ответы на множество вопросов, с которыми педагоги сталкиваются ежедневно. О том, почему такое сотрудничество важно для обеих сторон, рассказывает директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий.

Многие люди отмечали большое влияние на них программ в летних лагерях, «Орленке» и «Артеке», но систематически никто этого не исследовал. За счет чего такое влияние происходит, в чем специфика подобного рода жизненных моментов? Мы собираемся включить сюжет о месте такого рода практик в лонгитюдное исследование. Кроме того, нам, конечно, интересна проблематика современного детства, и сообщество детей, которое мы находим в детских лагерях, предоставляет возможность изучать субкультуру современного детства, детей во внеучебной ситуации – или, во всяком случае, в нетрадиционной учебной ситуации. Но одновременно мы можем говорить – и такие исследования есть – о субкультуре детского лагеря, особенностях его символической организации и о роли этой субкультуры, этих ритуалов в процессах взросления.

Для нас важно еще и через призму таких направлений исследования, как навыки XXI века, современные компетенции, современная грамотность, попробовать идентифицировать те результаты и эффекты, которые мы можем наблюдать в «Артеке» и которые традиционно не являются предметом оценки в школьной системе.

Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр социально-экономического развития школы: Директор центра

Наш исследовательский интерес интегрируется с практическим интересом детского центра. «Артек» заявляет, на наш взгляд, целый ряд очень важных позиций.

  1. У лагеря есть образовательный эффект, а не просто эффект отдыха и оздоровления. Поэтому у «Артека» есть запрос на инструменты изучения этого эффекта, инструменты оценки этих программ, которые могут быть сопоставимы между собой относительно их эффективности в достижении тех или иных результатов. Фактически «Артек» говорит о том, что под его программы, и под программы всех детских лагерей должна быть положена исследования, аналитика. Он говорит о доказательных программах, строящихся на доказательствах, на данных. Это ответственный и очень культурный подход.
  2. Кроме того, «Артеку» очень важно отметить эффект именно своих программ, своих подходов, которые разработаны на сегодняшний день сегодня и основываются на его опыте. Нужно фактически верифицировать, работают ли эти идеи. В чем конкурентные преимущества тех моделей, которые реализуются в Артеке, той образовательной программы, которая сегодня разработана? «Артек» говорит о себе сегодня не просто как о детском лагере. Он фактически является частью образовательной экосистемы, интегрированной с уникальной климатической зоной Крыма и ее особой культурой.

Сегодня мы обсуждаем в Институте подход, который позволит понять на системных основаниях и спроектировать работу в этой экосистеме. Для «Артека» в центре внимания находятся не только собственные амбиции, но и интересы детей. Поэтому исследовательский инструментарий, позволяющий увидеть детские зоны благополучия и зоны дефицитов, может помочь ему в решении этой задачи.