Семинар по развитию исследовательских способностей школьников
В Институте образования НИУ ВШЭ прошло первое заседание научного семинара «Модели исследовательского обучения», руководитель которого – ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов.
Замысел семинара – экспертное обсуждение конкретных практик образования, направленных на поддержку исследовательского интереса и развитие исследовательских способностей, развитие исследовательской деятельности и инициирование познавательной активности детей, подростков и молодежи. При этом на семинар выносятся не только описание модели организации практики исследовательского обучения, а также анализ зафиксированных психологических, образовательных или социальных эффектов реализации модели.
На первом семинаре обсуждался анализ практики реализации Международной исследовательской школы (IRS MILSET). IRS – уникальный международный образовательный проект, который дает возможность подросткам из разных стран и регионов вовлечься в научное исследование, поработать с современным лабораторным оборудованием, найти друзей из разных уголков мира. Старшеклассники в межнациональных группах проводят исследовательские экспресс-проекты в области естественных и гуманитарных наук под руководством молодых российских и зарубежных ученых. За 10 дней ребята проходят все этапы ведения исследовательской работы: выдвижение исследовательского вопроса, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач, эксперимент, обработка полученных данных, защита результатов перед коллегами и экспертами. Помимо этого, Школа – это насыщенная практика межкультурной коммуникации, в которую включены все участники IRS – как подростки, так и их учителя. Руководители делегаций (учителя) из разных стран обмениваются опытом в области исследовательского обучения с детьми на специально организованном семинаре.
На семинаре были представлены данные по анкетированию «на вход» (ожидания) и «на выход» (впечатления) участников Х Международной исследовательской школы – лидеров делегаций, школьников и тьюторов-руководителей исследовательских групп из разных стран. Выявленные субъективные факты вовлеченности и включенности, эмоциональной оценки и рефлексии были детально проанализированы для последующей корректировки программы IRS, которая пройдет в Якутии в июле 2018 года (в рамках Международных интеллектуальных игр).
Анализ практики IRS и результатов анкетирования участников представила директор IRS Ксения Сальникова. В качестве дискутантов приняли участие члены оргкомитета IRS (Анна Федосеева, Иван Смирнов, Яна Фишер, Екатерина Зинченко), тьюторы исследовательских групп IRS (Ольга Гаврилова, Алексей Косарев, Евгений Баллад, Антон Лукашевич), лидер делегации на IRS (Мария Можаева), а также научный руководитель IRS – Алексей Обухов.
В семинаре приняли участие сотрудники Института образования, Дирекции общего образования, Дирекции по интернационализации, Научно-учебной лаборатории когнитивных исследований, Лицея НИУ ВШЭ, кафедры психологической антропологии МПГУ, ГБОУ «Школа №1553 имени В.И. Вернадского», ЧОУ «Хорошевская школа», СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ имени М.В. Ломоносова, ГБОУ «Школа №171» и других научных и образовательных организаций.
На ближайших семинарах планируется к обсуждению практика организации исследовательской деятельности учащихся СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ имени М.В. Ломоносова и лицея ВШЭ.