• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Первоклассная галерея

О чем говорят навыки детей на старте учебы

Первоклассная галерея

©Signature/ISTOCK

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ определили типы развития детей к моменту поступления в школу. Они позволяют спрогнозировать и улучшить будущие достижения учеников.

Портрет поколения

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выявили основные паттерны развития детей к началу школьной жизни. С одной стороны, получилась, по их собственным словам, галерея «типичных портретов первоклассников». А в ней отражена и психология детей, и их знания. С другой стороны, дана точная диагностика проблем, с которыми придется работать учителям в начальной школе. Проседание у первоклассников одних навыков, высокий уровень других — все это предикторы достижений в учебе. А для педагогов — руководство к конкретным действиям. 

Портреты «галереи» складываются из сочетаний когнитивных и социально-эмоциональных навыков детей, поясняют авторы статьи. К когнитивным относятся навыки в чтении и математике, а также словарный запас и фонематическая (звуковая) грамотность: умение распознавать и повторять слова и чувствовать рифмы.

Социально-эмоциональные навыки включают две шкалы: «уверенность в себе» и «поведение в классе».

 Шкала «уверенность в себе» измеряет самостоятельность детей в школе и умение общаться с окружающими (одноклассниками и педагогами). Минимальные баллы означают, что ребенку неуютно в школе: ему трудно завести друзей и разговаривать с педагогами, он скучает по родителям и постоянно нуждается в помощи взрослых. Максимальные результаты говорят о самостоятельности первоклассника. Он хорошо адаптирован к школе и не испытывает проблем в общении.

 Шкала «поведение в классе» описывает самоконтроль и дисциплину. Она включает собранность, умение следовать школьным правилам и толерантность. Низкие баллы свидетельствуют, что ребенок отвлекается на уроках и нарушает дисциплину. Максимальные результаты означают, что ученик умеет работать сосредоточенно и с уважением относится к другим людям.

Проект опирается на данные по почти 7800 первоклассникам в четырех российских городах: Москве, Набережных Челнах, Севастополе и Тамбове. Навыки первоклассников оценивались с помощью международного инструмента iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), адаптированного к российским реалиям. Когнитивные навыки детей определялись в ходе тестов, социально-эмоциональные — в опросах учителей. В работе также учтен бэкграунд детей — социально-экономический статус семьи (СЭС; помимо доходов и профессии, он включает культурный уровень: образование матери, число книг в домашней библиотеке). Согласно многим исследованиям, СЭС служит предиктором успешности детей в школе. Высшее образование матери и внушительное книжное собрание хорошо влияют на учебу.

При такой диагностике «учитель может оценить как поддающиеся, так и не поддающиеся его контролю обстоятельства или компоненты ситуации», комментируют исследователи. Так, на уровень образования родителей повлиять сложно. Зато общение ребенка с одноклассниками, его когнитивные потребности поддаются воздействию. Педагог «может менять условия развития ученика, обеспечивая тем самым прогресс в учебе», поясняют авторы. 

Точки максимума и минимума

С учетом разных комбинаций навыков ученые выделили четыре типа развития первоклассников: два полярных (все очень хорошо vs дело плохо) и два промежуточных варианта. При этом использовался кластерный анализ.

 Первый кластер — потенциальные отличники, дети с лучшими показателями развития по всем статьям: от математики и словарного запаса до поведения в классе. В этом кластере доля высокообразованных матерей максимальна (74%). Почти половина — 43% — семей этой группы имеют хорошую домашнюю библиотеку. Девочки преобладают: их 59%.

 Четвертый кластер — антипод первого. Это дети с низкими результатами в когнитивной и социально-эмоциональной сфере. Словарный запас и фонематическая грамотность первоклассников этого кластера намного меньше, чем в трех других кластерах. Это преимущественно мальчики (62%). Социально-экономический статус их семей ниже, чем в других группах. Больше половины матерей — без высшего образования. Только четверть семей имеют дома более сотни книг.

Вразнобой

Второй и третий кластеры — срединные и представляют собой сочетания высоких и низких показателей.

 Во втором кластере — ученики со средними или высокими показателями по чтению и математике, с хорошей фонематической грамотностью и неплохим словарным запасом, у которых, однако, проседают поведение в классе и уверенность в себе. Примерно две трети (65%) — мальчики. СЭС семей в этой группе довольно высок. Свыше трети имеют хорошие книжные собрания, около 70% матерей заканчивали вузы.

 Третий кластер — обратное сочетание признаков. Эти первоклассники хорошо вписываются в школьную среду, легко общаются, но отстают по когнитивным навыкам. Результаты по чтению и математике — хуже средних по выборке. У них ниже фонематическая грамотность и беднее словарный запас. Социально-экономический статус семей несколько ниже, чем в первой и второй группе. Почти две трети (64%) — девочки.

Такое объединение в группы имеет явный практический смысл. Оно помогает учителям выделить типовые цели помощи ученикам, будь то знания по предметам или навыки общения. Траекторию развития ребенка можно подправить и тем самым дать ему больше шансов на успех.

IQ

Авторы исследования:
Елена Карданова, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ
Алина Иванова, младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ
Павел Сергоманов, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Татьяна Канонир, соруководитель образовательной программы «Измерения в психологии и образовании» Института образования НИУ ВШЭ
Инна Антипкина, младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ
Диана Кайкы, стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ