• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке

Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке

© Вадим Воробьев

Для строительства школ и создания в них современной информационно-образовательной инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции. К такому выводу пришли участники «завтрака губернаторов», на котором обсуждалось развитие социальной инфраструктуры регионов. Дискуссия прошла 24 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

До 2025 года в России необходимо построить порядка 2 тысяч школ, что позволит решить проблему второй смены, обеспечить местами всех детей школьного возраста и создать в школах современную информационно-образовательную среду для развития каждого ребенка.

По мнению генерального директора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, полномочия по развитию социальной сферы, переданные на региональный уровень, не обеспечены достаточным финансированием. Перед главами субъектов Федерации стоит вопрос, где найти ресурсы для обновления материальной базы и инфраструктуры образовательных организаций.

«Законодательство о государственно-частном партнерстве на федеральном уровне принято два года назад, но, к сожалению, проекты государственно-частного партнерства пока недостаточно диверсифицированы и недостаточно представлены в социальной сфере. Крупные проекты можно пересчитать по пальцам, и их сложно предложить для использования в других регионах в качестве модельных», — подчеркнула Светлана Чупшева.

Как отметил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, из-за недостатка средств регионы с опасением относятся к очередным задачам, которые федеральный центр ставит перед ними в части развития социальной сферы. Чтобы решить эту проблему, в докладе ВШЭ и Центра стратегических разработок «12 решений для нового образования» было предложено несколько моделей государственно-частного партнерства.

«Одна из таких моделей представляет интерес для любой крупной компании, инвестирующей в образовательные проекты, как, например, «Просвещение» или «Яндекс», — рассказал ректор ВШЭ. — Компания не просто строит школу, но и предлагает губернаторам комплексные сервисы в сфере образования. Наряду со строительством, она вкладывается в дизайн, в переобучение учителей, в оснащение школ новыми электронными ресурсами».

Президент группы компаний «Просвещение» Владимир Узун напомнил, что в соответствии с новым майским указом Президента России необходимо обеспечить вхождение России в десятку стран по качеству общего образования. И если российские четвероклассники признаны лучшими в мире по качеству чтения и понимания текста, то к завершению основного образования функциональная грамотность школьников ухудшается.

«Для радикального улучшения качества образования в 8–11 классах нужна принципиально иная школьная инфраструктура, — заявил Владимир Узун. — Современное оборудование недешево, обучение педагогов, способных работать в новой образовательной среде, также требует расходов, и эти расходы целесообразны лишь в больших школах — крупных образовательных комплексах. «Просвещение» готово реализовать совместно с государством проект по созданию эффективных школ».

В ходе дискуссии о проблемах строительства школ и о перспективах государственно-частного партнерства в образовании выступили заместитель министра образования и науки РФ Ирина Кузнецова, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, губернатор Рязанской области Николай Любимов, другие руководители регионов.