Исследование: как системе профобразования «услышать сигналы» рынка труда?
После краха советской модели подготовки кадров среднему профессиональному образованию России постепенно удалось найти свое место в системе институтов рынка труда. При этом организации СПО и работодатели все еще не могут договориться о том, кто должен восполнить дефицит общих, универсальных навыков и компетенций, которые востребованы современной экономикой. К таким выводам пришла группа исследователей Института образования НИУ ВШЭ, подготовившая доклад «Система профессионального образования: как научиться слышать сигналы рынка труда?». Работа Федора Дудырева, Ольги Романовой, Алексея Шабалина опубликована в издательской серии ВШЭ «Современная аналитика образования».
«Причины кризиса системы профобразования в начале 90-х годов были обусловлены тем, что советская система планирования уже не соответствовала запросам рыночной экономики, –рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. – Это исследование позволяет нам лучше понять, почему в начале 90-х годов российским предприятиям, большинство которых сменило форму собственности, стало проще и выгоднее привлекать квалифицированные кадры «со стороны», чем готовить их в подшефных организациях СПО».
Если в 1995 году система среднего профобразования принимала 40% от общего числа выпускников школ, то спустя пятнадцать лет – лишь пятую часть этого потока. Как отмечают авторы исследования, падение спроса на профессиональное образование определялось рядом факторов, среди которых – взрывной рост спроса на высшее образование. Еще одна причина – так называемые «ложные сигналы» рынка труда.
В нашем исследовании используется такой термин – феномен ложных сигналов рынка труда. Это значит, что о мнимом дефиците работников тех или иных специальностей сообщали малоэффективные и неконкурентоспособные предприятия.
Систематическое взаимодействие системы СПО с работодателями выстраивается на новой институциональной основе начиная с 2002 года, когда в субъектах Российской Федерации сформировались системы прогнозирования кадровых потребностей региональных экономик. Исследователи ВШЭ представили обзор этих систем прогнозирования. Одни из них основаны на экономико-математических моделях, другие – на использовании социологического инструментария. К числу их общих недостатков относится, во-первых, короткий горизонт прогнозирования (3–5 лет), во-вторых, несовпадение номенклатур специальностей и профессий, которые используют кадровые службы предприятий и система среднего профессионального образования.
В последние годы приняты важные решения, которые нацелены на более тесное взаимодействие системы СПО с работодателями. Это «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», который в следующем году будет введен во всех субъектах РФ, а также Национальная система независимой оценки квалификации и система чемпионатов WorldSkills.
Наиболее серьезным вызовом на этом пути, как отмечено в работе сотрудников ВШЭ, остается недостаток у российских работников социальных и когнитивных навыков высокого уровня. «Российские работодатели не готовы платить за формирование общих универсальных навыков работников, – пишут авторы исследования. – Работодатели перекладывают это бремя на государство, в то же время государственные институты также не считают это своей зоной ответственности».
«Безусловно, мы видим значительный прогресс в организации взаимодействия системы образования и рынка труда, но отмеченные нами опасности – то, что может отчасти торпедировать усилия Национальной системы оценки квалификации и других важных государственных инициатив последнего времени, – считает Исак Фрумин. – Выявив эти «болевые точки», мы будем дальше вести исследования, направленные на выявление эффективных механизмов, связывающих систему СПО с рынком труда».
Дудырев Федор Феликсович
Романова Ольга Анатольевна
Шабалин Алексей Игоревич
Дудырев Федор Феликсович
Центр исследования среднего профессионального образования: Директор центра