• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Стартовый капитал

Как связаны личные качества первоклассника и его успехи в школе

Стартовый капитал

©Signature/ISTOCK

Уже на старте школьной жизни можно определить, как сложится учеба у ребенка. Его достижения во многом зависят от социально-эмоционального развития. Самостоятельные, собранные, уверенные в себе и общительные первоклассники имеют больше шансов на успех, показали исследователи ВШЭ. 

Личностные черты ребенка влияют на его достижения в школе. Эмоциональный интеллект (понимание чужих эмоций и управление собственными) и степень социализации первоклассника многое говорят о том, как он освоится в школе и будет учиться.

Исследователи ВШЭ выделили четыре базовых паттерна сочетаемости личных качеств учеников и их достижений. Для педагогов это ключ к более успешному обучению детей, а для родителей — диагностика проблем, которые могут помешать ребенку успешно учиться в дальнейшем. В работе использован опросник международного исследования iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), позволяющего определить когнитивные и социально-эмоциональные навыки первоклассников.

Когнитивное развитие (к нему относятся память, речь, мышление, способность к вычислениям и рассуждениям и пр.) тестировалось с помощью заданий по чтению и математике. Психологический портрет учеников давали их педагоги. В проекте участвовали свыше 1200 первоклассников. На момент исследования они обучались в школе около двух месяцев. 

Психология влияет на учебу

Школьные достижения определяются массой факторов — от уровня подготовки в детском саду до социально-экономического статуса его семьи: положения, доходов и культурных запросов родителей.

В первом классе, когда ребенок привыкает к школе, особенно важен его социальный интеллект —умение общаться с людьми — и эмоциональное развитие. Приходится адаптироваться к новым условиям, большому коллективу, жестким правилам поведения и регулярным занятиям. А в этом, как показали исследования, помогает ряд качеств. Это, например, уверенность в себе, собранность, самостоятельность, самоконтроль, дисциплина и коммуникативные навыки.

И наоборот, рассеянность и стеснительность мешают усваивать новый материал.

В более ранних исследованиях выявлена связь между апатией и замкнутостью и слабым развитием когнитивных функций у дошкольников. Также обнаружена корреляция между грамотностью детей из бедных семей и особенностями их социального развития (агрессией или доброжелательностью). Еще одно исследование показало, что умение регулировать эмоции предсказывает академические успехи первоклассников. Уравновешенность и собранность помогают справляться и с ежедневными заданиями, и с тестами.

В исследовании Екатерины Орел и Алены Пономаревой подтверждена взаимосвязь психологических и когнитивных особенностей ребенка. Однако авторы пошли дальше и сделали прогноз, какие качества помогут детям успешнее учиться и общаться в школе.

Они выделили четыре кластера сочетаний социально-эмоциональных характеристик ученика с его когнитивными данными. Эта диагностика, по словам исследователей, позволит учителям выстроить «индивидуальные стратегии взаимодействия с детьми».

Идеальные дети или эффект ореола?

Учителей просили оценить первоклассников по одиннадцати социально-эмоциональным параметрам. Среди них, например, были:

 привыкание к школе (степень комфорта в новой среде);

 независимость (необходимость помощи взрослых в школе);
 уверенность в себе;
 умение сосредоточиться;
 самоконтроль (регуляция поведения);
 взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
 умение следовать правилам;
 культурное развитие (уважение к образу жизни других людей).

Комбинации социально-эмоциональных и когнитивных особенностей были объединены в четыре кластера.

Выяснилось, что самый большой — первый — кластер составили отличники: дети с высокими оценками по всем номинациям, и психологическим, и связанным с успеваемостью. Это ученики, которые успешно адаптировались к школе: они самостоятельны, хорошо владеют собой, уважительно и одновременно легко общаются с окружением и отлично учатся. «Их результаты по математике и чтению выше, чем у детей из других кластеров», — уточняют исследователи.

Обилие отличников кажется несколько парадоксальным. Эксперты по-разному интерпретируют этот результат. Не исключен, например, эффект ореола: сильные ученики в глазах педагогов выглядят как «беспроблемные» по всем параметрам. Их успехи в учебе экстраполируются и на поведение. Впрочем, вероятно, и сам опросник влияет на результаты: например, в нем недостаточно градаций качеств. Наконец, учитель может по-своему интерпретировать шкалу — проигнорировать рекомендации разработчиков. Объем работы тоже может влиять на результат. Педагог должен охарактеризовать весь класс, то есть почти 30 человек. При таких масштабных задачах возможно невольное «искажение оценок».

Вежливые троечники, или Ставка на конформизм

Во втором кластере — тоже удобные для педагогов дети. Пусть они не лидируют по чтению и математике (третье место из четырех), зато подают одноклассникам пример «правильного» (с точки зрения дисциплины) поведения. Они «всегда скромны, всегда послушны»: следуют школьным правилам, не совершают импульсивных поступков. Это люди системы. Их дисциплинированность и предсказуемость нравится учителям.

«Это тихие ребята, которые, даже если и не способны долгое время концентрироваться на занятиях, то, по крайней мере, не отвлекают учителя и других детей от урока и не создают дополнительных проблем в классе», — поясняют авторы. 

Системность и позволяет первоклассникам этой группы осваивать учебный материал. «Скорее всего, именно умение подчиняться существующему распорядку в школе и станет для учеников из этого кластера основой для развития остальных параметров социальных и эмоциональных навыков», — прогнозируют исследователи.

Неуспешные. Или незамеченные?

Третий кластер — противовес первому. В него вошли дети с низкими баллами по всем шкалам. Исключение составляет их адаптивность. Они достаточно самостоятельны и легко привыкают к школе.

Именно приспособленность и помогает таким первоклассникам «справляться со школьными буднями». Она будет подтягивать за собой развитие по другим параметрам, считают исследователи.

В то же время, при оценке таких учеников мог сработать гало-эффект — невысокие результаты по математике и чтению могли повлиять на диагностику их личных качеств — понизить баллы. То есть слабых учеников посчитали неуспешными по всем статьям.

Гении общения, или Слишком независимые

Четвертый кластер составили хорошисты с развитыми коммуникативными навыками. По чтению и по математике они на втором месте в общем рейтинге. В целом они хорошо адаптировались к школе и, видимо, будут неплохо учиться.

Если во втором кластере успешность детей была связана с дисциплиной, то в этой группе сильная сторона — независимость. Такие первоклассники не требуют помощи учителя. Эта особенность «ведет за собой и развитые навыки коммуникации со взрослыми», считают исследователи. У них хорошо развита речь. Они «не стесняются и в случае необходимости могут обратиться к взрослому и внятно изложить свою просьбу».

Однако в восприятии педагогов первоклассники этого кластера отнюдь не беспроблемны. Они и сами отвлекаются на уроке, и мешают другим. Поэтому преподаватели поставили этой группе не самые высокие оценки по поведению и соблюдению правил. Впрочем, недисциплинированность, похоже, не повлияла на когнитивное развитие этих учеников: они вполне успешно справляются с программой.

Выделенные паттерны развития детей помогут учителям преподавать более адресно и, следовательно, более эффективно. Для родителей же это ориентиры, над чем нужно работать при подготовке ребенка к школе.
IQ

Авторы исследования:
Екатерина Орел, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ
Алена Пономарева, младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ