Музей эдьютейнмента
Научные музеи и шоу, квесты, городки профессий и мастер-классы для детей уверенно заняли нишу, забытую школой. Эти сервисы дают то, чего в ней нет: устраивают практикумы по естествознанию, увлекают детей наукой, проводят профориентацию и учат работать в команде. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ изучили рынок российского эдьютейнмента для школьников.
Долгожданный интерактив
Бум «обучения через развлечение» — эдьютейнмента (от англ. education и entertainment ), о котором говорят эксперты, политики в сфере образования и СМИ, объясняется многими причинами. Прежде всего, научные музеи и шоу, квесты, мастер-классы и городки профессий ответили на многие ожидания.
Традиционные музеи, прежде всего для детей, все еще предлагают мало интерактивности, «общения» с экспонатами. Все это возможно в новых музеях науки и техники — интеракториумах, на научных шоу и пр. Аудитория (дети от пяти до 16 лет) по определению участвует в экспериментах, опытах, квестах.
Школа нечасто использует игровое обучение, что снижает ее привлекательность для детей и эффективность. Для эдьютейнмента эти технологии — закон жанра.«Обучение с развлечением» — часть креативных индустрий, то есть сферы, которая бурно развивается. Не случайно интеракториумы и детские городки профессий появились во всех крупных городах и постепенно создаются в небольших.
Первый такой музей — Дом занимательной науки (ДЗН) — появился еще в СССР, в 1935 году в Ленинграде. Его организовали несколько известных ученых, в том числе, математик, физик и популяризатор науки Яков Перельман. Работу ДЗН прервала Великая Отечественная. Современные интеракториумы появились в России в 2011 году в двух столицах. Самый известный проект — «Экспериментаниум» — позиционирует себя как первый частный музей науки в Москве. Сейчас в России более 90 музеев науки, в том числе, популярная сеть «Эйнштейниум», «Галилео» и пр. А городков профессий («Кидбург», «Кидзания», «Мастерславль», «Кидспейс») — свыше сорока.
Среди зарубежных ориентиров отечественного эдьютейнмента — Eksperimentarium в Копенгагене (Дания), Science Museum в Бостоне (США), Science and Technology Museum в Оттаве (Канаде), Cite des Sciences et de L’industrie в Париже (Франция).
Внеурочная школа
Эдьютейнмент, несомненно, работает и на перспективу. Экономика все больше опирается на человеческий капитал — навыки и умения людей, а в их накопление «обучение с развлечением» вносит весомый вклад. Другой важный запрос — со стороны общества, прежде всего, семей. Они хотят широких образовательных опций и познавательного досуга для детей, а также развития soft skills: умения сотрудничать, общаться, самостоятельно учиться. Эти навыки, по мнению экспертов, формируются не столько за счет прямого обучения, сколько на дополнительных занятиях. Причем, как правило, вне формального образования, то есть школьных уроков.
Эдьютейнмент успешно заполнил многие пробелы, допущенные школой, отметили исследователи по итогам 30 интервью с экспертами и мониторинга эдьютейнмента в крупных российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Перми и пр.) в 2017 году.
Эти досуговые сервисы поддерживают интерес детей к исследованиям, к науке. Этого не хватает в школе.
Парки профессий и лагеря профориентации помогают детям определиться с предпочтениями и попробовать себя в разных областях. Этого тоже нет в большинстве школ.
Дополнительные бонусы эдьютейнмента — обучение работе в команде и семейный досуг. На программы нередко приходят всем классом. Или всей семьей.
Гибкие и мобильные
Эдьютейнмент вписывается в процесс реконфигурации дополнительного образования для детей. Традиционные, идущие с советских времен институции (музыкальные, художественные и спортивные школы, кружки, секции и студии) модернизируются, а наряду с этим возникают новые форматы, более свободные и актуальные, нередко предложенные самой целевой аудиторией.
По сравнению с традиционным образованием форматы «обучения через развлечение» более гибки и либеральны.
По форме программы эдьютейнмента очень разнообразны, на любой вкус: от более «академичных» экскурсий до ультрамодных и вполне неформальных научных шоу.
Контент довольно широк. Причем программы обучения можно легко менять.Возможны разовые посещения занятий.
Есть предложения для родителей.
Крупные проекты — городки профессий и музеи науки — обычно стационарные, локализуются в постоянно арендованных помещениях. Мастер-классы и научные шоу — более мобильные проекты, ходят в гости к клиентам.
Режим работы в эдьютейнменте разный. Парки профессий и интеракториумы работают почти ежедневно, имеют собственный контент (например, экскурсии или тренинги), но привлекают партнеров для проведения мероприятий (например, покупают франшизу на научные шоу или предоставляют свои площадки другим организациям). Мастер-классы, экскурсии и шоу — это, скорее, проекты для выходных. Поэтому им не всегда нужны постоянные просторные помещения — для офиса бывает достаточно небольшого пространства.
На рынке есть как отдельные организации, так и франчайзеры, например, Кидбург, Кидспейс. По франшизе в России работает город профессий Кидзания. Франшиза жестко удерживает организацию бизнеса: от форматов деятельности и дизайна до кадровой политики. Это позволяет гарантировать качество услуг, обеспечить безопасность детей и капитализировать интеллектуальную собственность.
Барьеры для бизнеса
Проблемы, которые не позволяют укрупнить эдьютейнмент-проекты, банальны. Это бюрократические препоны, нехватка финансов, дорогая аренда помещений, трудный доступ к рекламе (прежде всего для маленьких фирм) и пр. Бизнес в этой сфере не приносит высоких доходов, вложения окупаются долго. Исключение — научные шоу, которые не требуют постоянной аренды и используют недорогие реактивы.
Небольшие локальные проекты порой не развиваются потому, что их руководителям не хватает навыков ведения бизнеса. Участники исследования говорили о необходимости консультаций, а в идеале — образовательных программ по предпринимательству.
У крупных организаций — своя головная боль. Прежде всего — высокая текучка кадров, сложности с поиском компетентных сотрудников и трудозатратность обучения.
Еще одна проблема эдьютейнмента — неустойчивость спроса. Стабильные потоки посетителей для многих организаций пока недостижимы.
В предыдущие годы реальные доходы населения снижались — в итоге востребованность досуговых мероприятий падала.
Аудитория эдьютейнмент-центров в принципе довольно ограниченная — во всех городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Не случайно организации в регионах гораздо чаще меняют контент. Чтобы стимулировать регулярные посещения, они вводят циклы занятий или бизнес-игры.Интеракториумы и другие организации контактируют не со школами как таковыми, а с родительскими комитетами. В этом случае постоянного партнерства нет.
В принципе, вовлеченные родители с высшим образованием — и есть главный оплот эдьютейнмента. Один из респондентов (автор проекта образовательных квестов) охарактеризовал эти семьи так: «Образ жизни у них — как у любителей культурного досуга. Это люди, которые ходят в музеи, много путешествуют». Родители готовы тратить время на дорогу до музеев. «Как правило, это дети из спальных районов, иногда из ближнего Подмосковья», — говорит о своей аудитории представитель профориентационной школы для младших классов.
Клуб будущих ученых
Респонденты акцентировали социальную миссию своих проектов. Большинство из них — сами вовлеченные родители, которые стараются расширить возможности детей, причем не только своих. «Хотелось создать этот парк таким, чтобы действительно можно было с гордостью сказать: да, мы принимаем участие в том, что растим поколение», — говорят представители одного из музеев науки. Многие организации развивают свои социальные программы: бесплатные посещения для детей-инвалидов, сирот, малообеспеченных семей.
Социальными можно считать и другие функции таких фирм: профориентацию школьников, обучение командной работе, закрепление школьной программы. Последнее особенно востребовано. Организации, особенно региональные, работающие в городах, где нет постоянно меняющегося большого потока детей, выстраивают свои образовательные программы с учетом школьных.
Материальная база школ не всегда современна и недоукомплектована, и дети изучают естествознание, в основном, теоретически, отмечает представитель интеракториума. Музей же превращает абстрактное знание в конкретное. «Пройдя, например, волновую оптику в школе, ребята смогут прийти сюда и провести практическое занятие с нашими экспонатами <...> воочию увидев, что же это такое», — поясняет информант.
Кстати, такой подход помогает популяризировать науку, особенно сферу STEM (Science, Technology, Еngineering, Мathematics). Авторы эдьютейнмент-проектов заинтересовывают детей исследованиями с помощью химических опытов, 3D-принтеров, робототехники, экспонатов, визуализирующих законы физики.
Социализация и профориентация детей
Эдьютейнмент-центры знакомят детей с популярными и нужными профессиями. Диапазон широчайший: инженеры, пожарники, археологи, пекари, операционисты в банке и пр.
«Если смотреть с точки зрения профориентации, то дети просто погружаются в отрасль, а с точки зрения коммуникативного и личностного развития — учатся работать в команде», — отмечает респондент (студия мультипликации).
Социализацию школьников как важную задачу музеев и городков профессий выделяли многие информанты. По их мнению, современные дети перегружены школой и дополнительным образованием, при этом у них почти нет возможностей общаться с другими детьми без присмотра взрослых. Такие опции как раз и предоставляют интеракториумы.
Особый бонус — досуг для всей семьи. Родители имеют возможность посещать занятия эдьютейнмент-центров. «Это некая наша миссия: дать возможность быть вместе, что очень ценно, — говорит респондент из профориентационной школы для младшеклассников. — В этот момент происходит и рост, и обмен информацией, и общение выходного дня, то есть получается содержательный досуг».
IQ
Кудрявцева Марина Александровна