• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Страны READ примерили на себя российский опыт измерений в образовании

В Институте образования НИУ ВШЭ закончилась серия обсуждений моделей подготовки специалистов по измерениям в психологии и образовании. Знакомиться с опытом нашей магистерской программы "Измерения в психологии и образовании"  и аспирантского трека "Измерения и оценивание в образовании" приехали представители вузов, научных центров, министерств образования Индии, Монголии, Непала, Вьетнама, Армении, Таджикистана. Все они входили в делегацию READ – Российской программы содействия образованию в целях развития. Ее реализует Правительство России совместно с Всемирным банком, чтобы повысить качество преподавания в развивающихся странах и значение российского образования на международном рынке.

Напомним, что программа «Измерения в психологии и образовании» НИУ ВШЭ также была создана в рамках программы READ-1 и с 2010 года готовит  психометриков-исследователей, профессионально разрабатывающих тесты, экзамены, опросники, инструменты для отбора персонала и различные методики для измерения и оценивания знаний, компетенций и психологических характеристик. На прошедших встречах представители стран READ обратились к российскому опыту и планируют наращивать сотрудничество, в том числе совместные исследования, студенческие обмены и стажировки.

Магистратура Инобра по измерениям остается единственной в своем роде в России, а ВШЭ постепенно становится одним из мировых научных центров психометрики. «В силу разных исторических причин психометрика в России – новая научная область, но она стремительно развивается. Работодатели начинают охотиться за нашими студентами еще до того, как те защищают свои выпускные исследовательские работы. Коллеги из других стран тоже видят у себя дефицит специалистов-психометриков, поэтому они проявили большой интерес к нашему опыту, программам учебных курсов, практикам вовлечения студентов в исследовательские проекты)», – рассказала академический руководитель программы Инна Антипкина. Помимо темы измерений, гостей интересовали исследования Инобра по развитию компетентностей XXI века и новой грамотности, цифровой трансформации школы, анализу социальных сетей и доказательных исследований в области образовательной политики.

Во время подведения итогов говорили о возможном сотрудничестве. Так, например, Индия как страна с уже развитой психометрической практикой проявила особый интерес к взаимодействию в области научных исследований. Непал, Армения, Таджикистан, Монголия только создают вузовские программы, аналогичные российской, и намерены перенимать опыт Инобра. Во Вьетнаме уже созданы магистерская и аспирантская программа, поэтому их особенно интересовали возможности академической мобильности: обмена студентами c нашей магистерской программой «Измерения в психологии и образовании» и с треком «Измерение и оценивание в образовании» аспирантской школы Инобра. 

«Среди наших гостей были не только ректоры и представители министерств, но и профессиональные психометрики – рассказала Елена Карданова, руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ. – Их в первую очередь заинтересовали разработки с применением самых современных технологий – такие, как инструменты, созданные в идеологии Evidence-centered design, или алгоритмы, обученные автоматическому оцениванию открытых вопросов. Большой интерес вызвала   наша пcихометрическая летняя школа Института образования. Для социальных наук качество инструментов для сбора данных – тестов, опросников и других, пока еще непривычных многим инновационных методик – это вопрос принципиальной важности».

Замдиректора Центра оценки и тестирования Армении Арсен Багдасарян согласен с тем, что психометрика – это все еще «непаханое поле» для многих национальных школ. «Для того, чтобы психометрика «вышла из тени», необходимы согласованные усилия всех, кто работает в этой области», – подчеркнул он. Наряду с ВШЭ делегаты READ встретились с коллегами из МГПУ и МВШСЭН, развивающими программы, близкие по направленности к теме измерений в образовании.