• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Американский опыт образовательных реформ: хотели как лучше...

Академик Марис Виновскис, профессор истории Университета Мичиган, один из крупнейших специалистов по социальной и семейной истории США, выступил на Днях Международной академии образования в Москве. Посетив его лекцию, аналитик Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Роман Звягинцев замечает, что от ситуации «Желаемое выдавалось за действительное» не застрахованы даже самые масштабные образовательные программы.

Марис Виновскис представил аудитории очень ёмкий и информативный исторический экскурс по ряду образовательных проектов и программ, которые реализовывались в США с середины ХХ века. Их общей направленностью стало сокращение образовательного неравенства, увеличение доступности образования для разных слоёв населения и работа с группами риска. В частности, две ключевые программы – Head Start и так называемая Title I (Title I of the Education and Secondary Education Act of 1965) – были направлены на улучшение качества образования для наиболее незащищённых слоёв населения Соединённых Штатов.

В своём докладе Марис проводит обширный анализ того, как эти программы планировались и воплощались в жизнь, какие при этом возникали проблемы и к каким результатам это привело. Он говорит о самых разных участниках и акторах этих проектов: целевых группах, локальных органах управления образованием, политиках на самом высоком уровне (вплоть до президентов), борцах за гражданские права и т. д. По результатам анализа Марис (как кажется, с некоторым сожалением) приходит к ряду ключевых выводов:

·     Во всех описываемых программах ставились недостижимые цели. Это вело к фрустрации при оценке результатов и к тому, что в некоторых ситуациях желаемое выдавалось за действительное – вместо трезвой оценки происходящего.

·     Нам надо смириться с тем, что улучшения образовательных систем не происходят мгновенно. Более того, для корректной оценки последствий образовательных реформ могут потребоваться десятилетия.

·     Всем участникам образовательного процесса (в широком смысле) надо научиться брать на себя ответственность, а не перекладывать её на других (это касается и политиков, и семей учащихся).

·     К сожалению, несмотря на то, что все идеи и цели проектов хороши и ясны, процесс их реализации может всё существенно изменить (часто – не в лучшую сторону).

·     Родители играют ключевую роль в обучении своих детей. Без вовлечённости семей практически любые образовательные проекты и реформы будут обречены, как минимум, на низкую эффективность.

·     Наиболее значимую роль в качестве образования играют учителя. Важнейшей частью государственной политики должны стать адекватная оплата труда и укрепление социального статуса учителей. Естественно, это должно идти вкупе с подготовкой высококвалифицированных учителей и поощрении лучших выпускников для того, чтобы они работали там, где они наиболее необходимы.

·     Последнее по списку, но не по значимости: любые реформы и проекты должны обосновываться и сопровождаться высококачественными научными исследованиями. Исследованиями, результаты которых буду освещаться полностью, вне зависимости от того, устраивают они общественность или не устраивают.

В завершение своего доклада Марис делает важнейшее замечание, которое стоит привести дословно:

«Когда федеральные образовательные программы – будь они и с благими намерениями – оказываются неэффективны, проблема заключается не просто в потраченных впустую бюджетных средствах, а в упущенных возможностях помочь наиболее нуждающимся».