• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Российский читатель ждал этого давно»

Журнал РАН – о монографии Инобра об образовании взрослых

Монография Института образования НИУ ВШЭ, посвященная непрерывному образованию взрослых, закрывает «белые пятна» в исследовании этой темы и впервые дает ответы на вопрос о том, в какой мере взрослое население России участвует в обучающих программах. Высокую оценку книге дал научный журнал РАН «Социологические исследования» в рецензии главного редактора издания профессора Григория Ключарева.

Речь – о книге Ильи Коршунова, Ольги Гапоновой и Веры Пешковой «Век живи – век учись: непрерывное образование в России», изданной в мае Высшей школой экономики. Это одна из восьми «Белых книг» под редакцией Ярослава Кузьминова и Исака Фрумина, которые подвели итоги работы группы экспертов Института образования ВШЭ и Центра стратегических разработок. Ученые предложили детальный анализ того, что происходит сегодня в каждом из сегментов российской образовательной системы, и оценили перспективы развития. В частности, «Век живи – век учись» обращается к теме образования взрослых как к наименее изученной.

Об этом пишет и Григорий Ключарев в «Социологических исследованиях», подчеркивая, что «российский читатель ждал давно» первую фундаментальную работу на эту тему.

Ни Росстат, ни международные организации, такие, как ЮНЕСКО, не публиковали данных об охвате населения России непрерывным образованием, и книга сотрудников Инобра «восполнила этот пробел». Кроме того, по мнению социологов РАН, ученые ВШЭ «внесли значительный вклад в разработку современной теории компетентностей взрослых», отследив непрерывное образование не только с точки зрения вовлеченности разных возрастных групп (16 – 24 года, 25 – 54 года, 55 – 65 лет), но и с точки зрения развития разных типов знаний и навыков.

Впервые удалось установить, что в структуре дополнительного образования взрослых участвует до 50 – 60% российского населения (с учетом неформального и информального способов получения знаний). «На материале книги видно, что взрослые учащиеся добиваются в профессиональном и личностном смысле большего, чем те, кто не участвует в образовательных программах. Они испытывают более высокую удовлетворенность жизнью и значительно реже попадают в сложные ситуации» – пишет автор рецензии, также связывая состояние непрерывного образование взрослых с оценкой населением качества госуправления. Выводы, полученные специалистами Инобра, он называет новыми данными об уровне национального человеческого капитала.

«Белые книги» размещены в свободном доступе на сайте Института образования: эксперты заинтересованы в том, чтобы этот уникальный свод данных, аналитики и прогнозов использовал в своей работе широкий круг управленцев и педагогов. Сейчас на сайте доступны электронные версии книг, посвященных общему, дошкольному, среднему профессиональному образованию, непрерывному образованию взрослых, вызовам цифровизации и дискуссии о том, как сделать образование двигателем социально-экономического развития. Готовится к публикации завершающая из восьми «Белых книг», посвященная высшему образованию.