• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Образование для цифрового мира: опыт Москвы

Публикуем статью Андреаса Шлейхера, главы Директората ОЭСР по вопросам образования и профессиональной подготовки. Она была опубликована на портале Oecdedutoday.com. Автор анализирует МЭШ — Московскую электронную школу и значение таких комплексных систем для современной школы.

Образование для цифрового мира: опыт Москвы

Хотя у людей разные взгляды на роль, которую цифровые технологии могут и должны играть в школах, мы не можем игнорировать то, в какой степени цифровые инструменты фундаментально изменили мир за пределами школы. Во всем мире цифровые технологии используются для построения новых бизнес-моделей, а также для создания возможности выхода на рынки и преобразования собственных производственных процессов для фирм. Они могут позволить нам жить дольше и здоровее, делегировать скучные или опасные задачи и путешествовать в виртуальные миры.

Поэтому технологии должны играть важную роль в образовании, если мы хотим дать учителям среду обучения, которая поддерживает методы преподавания 21-го века – и, самое главное, если мы хотим дать студентам навыки 21-го века, необходимые им для успеха.

В секторе здравоохранения мы начинаем с анализа результатов; мы измеряем артериальное давление пациента, его температуру, а затем решаем, какое лекарство является наиболее подходящим. Однако в образовании, мы склонны давать всем одно и то же «лекарство»— мы обучаем всех детей одним и тем же способом. Но когда много лет спустя мы обнаруживаем, что результаты неудовлетворительны, мы обвиняем в этом мотивацию или способности «пациента».

Сегодня этого уже недостаточно.


Сегодня цифровые технологии позволяют нам найти совершенно новые ответы на то, что, как, где и когда люди учат, а также обогатить и расширить охват отличных учителей и успешных методов обучения. Уже сегодня цифровые системы обучения могут не просто научить вас предмету, но они могут одновременно наблюдать, как вы изучаете и усваиваете предмет, какие задачи и подходы вас интересуют, а какие проблемы вы находите скучными или трудными. Далее, эти системы могут адаптировать обучение в соответствии с вашим личным стилем с гораздо большей детализацией и точностью, чем любые традиционные занятия в классе. Технологии могут повысить роль учителей от передачи полученных знаний к работе в качестве со-творца знаний - в качестве проводников, наставников и экспертов.

Возможно, наиболее отличительной особенностью технологий является то, что они не только служат отдельным учащимся и преподавателям, но и могут создавать экосистему вокруг обучения, основанную на сотрудничестве. Технологии могут создавать сообщества учащихся, которые делают обучение более социальным и увлекательным; а совместное обучение, в свою очередь, повышает целевую ориентацию, мотивацию, настойчивость и облегчает поиск эффективных стратегий обучения. Технологии могут также создавать сообщества учителей, которые делятся и приумножают учебные ресурсы и практики, а также сотрудничают в вопросах профессионального роста и институционализации профессиональной деятельности.

Понятно, что если мы будем продолжать сбрасывать технологии на школы по частям, мы не сможем реализовать потенциал технологий.

Есть и другой ракурс, с которого следует рассматривать внедрение технологий в образование. Данные могут способствовать реорганизации системы образования, как это уже было сделано во многих других секторах. Представьте себе мощь системы образования, которая могла бы делиться своим коллективным опытом и знаниями через новые цифровые пространства. Но выбрасывание данных об образовании в публичное пространство само по себе не меняет того, как учащиеся учатся, как учителя преподают или как школы работают. В этом заключается обескураживающий урок многих систем административной подотчетности. Превращение цифрового выхлопа в цифровое топливо и использование данных в качестве катализатора для изменения практики образования требует выхода из режима «только для чтения» наших систем образования, в которых информация представлена как бы высеченной на камне. Это включает в себя объединение данных с сотрудничеством.

Мы должны спросить себя, почему школьное образование все еще так далеко от достижения перспективы, и очевидно, что если мы будем продолжать сбрасывать технологии на школы по частям, мы не сможем реализовать потенциал технологий. Возможно, нам следует прекратить искать «убийственное приложение» или «разрушительную» бизнес-модель, которая каким-то образом перевернет существующую практику. Возможно, вместо этого нам следует научиться определять, интерпретировать и развивать системный потенциал для обучения с помощью технологий во всей экосистеме школьного образования.

 В некоторых местах произошла тихая революция, где именно и происходит то, что я уже описал. В Москве, например, в последние годы оцифрованы практически все аспекты системы обучения. Что отличает подход города, так это не какая-то конкретная технология, а архитектура поддержки и стимулы, которые сместили роль студентов, учителей и родителей - делая их из потребителей образовательных услуг дизайнерами и со-творцами образовательного контента и методов обучения.

Андреас Шлейхер
Глава Директората ОЭСР по вопросам образования и профессиональной подготовки

В школах, которые я посетил, учителя использовали цифровую платформу для разработки и обмена интересными учебными материалами. Это само по себе не является необычным; что делает эту платформу уникальной, так это то, что она не была ограничена школой, а доступна по всему городу, и что она была интегрирована с репутационными показателями. Учителя, которые делятся уроками на платформе, видят, что их репутация улучшается по мере того, как другие учителя загружают, критикуют и улучшают уроки. Учителя уже предоставили более 300 электронных учебников, 70000 интерактивных приложений и около 40000 сценариев уроков, которые можно легко перенастроить и адаптировать в своем классе, поскольку они построены вокруг общей структуры урока. Учителя, с которыми я разговаривал, видели себя гордыми создателями творческих учебных сред – людьми, которые помогают ученикам понять ценность обучения за пределами приобретения объема знаний.

Москва выделяет гранты учителям и школам, чтобы стимулировать и поддерживать разработку и курирование высококачественных учебных материалов. Большинство из них находятся в районе от 700 до 4000 долларов США – не много, но достаточно, чтобы сигнализировать, что учителя делают систему более ценной. Таким образом, Москва создает гигантское сообщество учителей с открытым исходным кодом и стимулирует учителей к творчеству, просто используя естественное желание людей вносить свой вклад, сотрудничать и получать признание за свою работу. Учителя могут тратить на это больше времени, так как технология продолжает брать на себя рутинные административные и учебные задачи, которые ранее отнимали драгоценное время на преподавание.

Когда у учителей возникает чувство владения своими классами, и когда у учеников возникает чувство владения своим обучением, именно тогда происходит продуктивное обучение.

Именно так технология может расширить сферу охвата хорошего обучения - признавая, что ценность все больше создается горизонтально, людьми, с которыми мы общаемся и сотрудничаем, а не вертикально, через командование и контроль. Один учитель теперь может вдохновить сотни тысяч учеников, и в конце учебного года учителя видят не только то, как хорошо они учили своих собственных учеников, но и то, какой вклад они внесли в развитие профессии учителя более широкой системы образования.

Самое главное, что обучение учеников становится персонализированным, адаптивным и более привлекательным, а сценарии уроков варьируются от анимированного цифрового контента до интерактивных задач и виртуальных лабораторий, где ученики разрабатывают, проводят и учатся на экспериментах, а не просто читают о них. Цифровые уроки позволяют ученикам получить доступ к специализированным материалам в различных форматах и способами, которые могут объединить время и пространство.

Во время моего визита я попытался расположить планеты вокруг Солнца в среде виртуальной реальности, и хотя мне не удалось это сделать, теперь я могу вспомнить и визуализировать их правильную последовательность - то, чему мои собственные учителя не смогли научить меня в течение многих лет. Таким образом, технология усиливает эмпирическое обучение, поддерживая методы обучения на основе запросов, облегчая практическую деятельность и обеспечивая формирующие оценки в реальном времени. А еще электронная школа не заканчивается с учебным днем. Учащиеся могут получить доступ к ресурсам дома, выполнить домашнее задание и другие проекты, а также оценить свой прогресс в обучении в интерактивном режиме.

Не в последнюю очередь, электронная школа связывает родителей с образованием, облегчает общение с учителями, помогает родителям понять и следить за расписанием своих детей и прогрессом в обучении, а также высылает им приглашения на образовательные мероприятия в городе.

Много людей говорят мне, что мы не можем дать учителям и руководителям в сфере образования такую профессиональную автономию, потому что им не хватает потенциала и опыта для ее реализации, и в этом может быть доля правды. Но простое увековечение предписывающей модели обучения не приведет к созданию творческих учителей: те, кто обучен только разогревать заранее приготовленные гамбургеры, вряд ли станут шеф-поварами. Наоборот, когда у учителей возникает чувство владения своими классами, и когда у учеников возникает чувство владения своим обучением, именно тогда происходит продуктивное обучение. Технологии не являются единственным ответом на этот вопрос, но это - существенная часть ответа.

В Москве не изобрели ни одной из этих технологий, и не здесь они были применены впервые. Все части просто были сложены вместе в рамках согласованного видения и в нужном масштабе, так чтобы различные части школьной системы двигались в одном направлении. Для многих других школьных систем все это еще кажется непреодолимой проблемой.


Автор: Андреас Шлейхер, глава Директората ОЭСР по вопросам образования и профессиональной подготовки.

Статья опубликована на портале oecdedutoday.com