«Университет занимает центральную позицию на пересечении интересов государства, рынка, общества и семей»
Во время второго дня конференции на пленарным докладчиком выступил известный социолог Митчелл Стивенс, и мне показалось очень важным, что он сразу же предложил взглянуть на университет в исторической, а не в более привычной для многих функционалистской перспективе, то есть не с точки зрения его функции — университет «учит студентов», «готовит кадры для экономики» и т.д. – а как на особую организацию и сообщество, которое произрастает из истории – собственной, глобальной, национальной, локальной... В России, где отдельные институты и даже целые сектора профессионального образования невозможно адекватно осмыслить вне весьма специфического контекста их формирования, то есть как правило советского или постсоветского сюжета их создания, это очень важный подход.
На мой взгляд, главное, что рассказал Митчелл Стивенс – это идея того, что университет занимает особую, центральную позицию на пересечении интересов государства, рынка, общества и семей. Эта уникальная позиция в институциональном ландшафте позволяет ему быть медиатором и ключевым игроком в решении многих вопросов.
Мысль, которая была намечена Стивенсом в его презентации, имеет важное развитие: речь про относительную автономию университета. Он связан с государством, но не подчинен ему полностью, связан с бизнесом, но не действует только в его интересах. Только сохраняя автономию университета и научного знания – не только прикладного! – можно удержать эту центральную позицию. В этом заинтересовано и государство, потому что подчиненный университет уже не сможет играть свою центральную роль в общественной системе сдержек и противовесов, и сообщества, и бизнес и отдельные люди.
Заведующий Лабораторией культурсоциологии и антропологии образования
Все новости автора
Куракин Дмитрий Юрьевич
Заведующий Лаборатория культурсоциологии и антропологии образования