• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

IT-специалистов «не пускают» преподавать. Кто виноват и что делать?

Эксперты рассказали о проблеме, связанной с подготовкой IT-специалистов в университетах и колледжах. Самая продвинутая отрасль меняется так быстро, что система образования с трудом за ней «поспевает». Учебные программы устаревают раньше, чем выпустится первый набор студентов.

Работодатели проводят собственную оценку знаний и навыков кандидатов, потому что не верят диплому. Одна из причин в том, что в вузах и колледжах редко встретишь специалиста-практика изIT-компании, который совмещает основную работу с преподавательской. Как убрать барьеры, которые не всегда очевидны? 

Экспертное обсуждение прошло 30 октября в Институте образования НИУ ВШЭ в рамках государственного контракта «Реализация мер по устранению барьеров, препятствующих привлечению действующих работников ИТ-индустрии к преподаванию в системе профессионального образования по информационным технологиям», проводимому в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

На экспертном обсуждении встретились представители IT-индустрии (в том числе, ее «профсоюза» – Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий), управленцы из нескольких десятков университетов и колледжей, эксперты. Ключевые вопросы кучастникам мероприятия обозначила Инна Каракчиева, заместитель директора Департамента проектной деятельности Министерство науки и высшего образования России. Но прежде участникам были представлены результаты исследования, которое проводил Институт образования.

В опросах специалисты реального сектора выделили трудности, с которыми они сталкиваются в вузах и колледжах, а также причины, по которым отказываются от дальнейшего преподавания. В свою очередь, деканы, завкафедрами, кураторы учебных программ объяснили, с какими проблемами сталкиваются колледж и вуз, приглашая специалистов из компаний.

Конечно, большинство ответило, что сегодня серьезной заинтересованности в таком совмещении нет. Очень многие рассказали о проблемах, связанных с адекватной оплатой труда, бюрократическими процедурами трудоустройства

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании

По ее словам, та финансовая поддержка, которую могут сегодня получить успешные преподаватели, заточена «под тех, кто имеет публикации, индекс цитирования – то есть, не под специалистов реального сектора».

Среди решений, которые предложили эксперты – дать вузам и особенно колледжам большую финансовую свободу в вопросах заключения договоров ГПХ и снять ряд административных барьеров. Многие из них закрывают для специалистов реального сектора путь к преподаванию. «Нам необходимо иметь легальную возможность нормально нанимать практиков из компаний в вуз», – подчеркнул Андрей Филиппович, декан Факультета информационных технологий Московского Политеха. Часто практики, обладая колоссальным опытом, актуальными знаниями и готовностью их передать, не соответствуют требованиям педагогических профстандартов. Возможно, для высшей школы следует создать специальные должности, аналогичные «профессорам практики», которые работают в ВШЭ и некоторых других научных центрах.

Кирилл Зиньковский, руководитель проекта от Института образования, говорит о том, что снятие барьеров может сделать сотрудничество вузов или колледжей с IT-бизнесом взаимовыгодным. 

Компании заинтересованы, чтобы их сотрудники готовили в университете кадры, которые потом пойдут работать к ним же.

Зиньковский Кирилл Викторович
Директор центра Центра финансово-экономических решений в образовании

 

Такая проблема свойственна не только этой отрасли, однако именно здесь возник наибольшей диссонанс между реальным сектором и образованием. Снятие барьеров перед теми специалистами отрасли, которые могут и хотят преподавать, поможет сделать программы вузов и колледжей более актуальными, а их выпускников – более востребованными.  

Заключительную дискуссию модерировали Игорь Кузора, координатор комитета Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) по образованию, и Станислав Федотов, руководитель «Школы анализа данных» Яндекса. Модераторы не только подвели итоги работы экспертов, но и «вытащили» из обсуждения новую идею программы и специальных центров для подготовки молодых сотрудников к педагогической работе в вузах и колледжах. Это был бы серьезный вклад в масштабную подготовку современных кадров для IТ-индустрии.