Школы в контакте
Выяснилось, что школы «дружат» между собой не только из-за географической близости, что логично, потому что учащиеся живут рядом, но и в зависимости от образовательных результатов – и уже без всякой связи с географией. То есть, если средние показатели успеваемости в школах близки, их ученики с большей вероятностью окажутся друзьями «ВКонтакте». Об этой зависимости Иван Смирнов рассказал в статье, опубликованной в журнале «PLOS One».
Для исследования связей школьников в социальных сетях ученый проанализировал данные почти 36 тысяч человек из 590 школ Санкт-Петербурга. «ВКонтакте» была выбрана для исследования как сеть, наиболее популярная у российской молодежи – ею пользуется до 90% подростков. Она позволяет поддерживать социальные связи, логику и структуру которых порой довольно сложно проследить. Изучив дружбу молодых петербуржцев друг с другом, Иван Смирнов сделал вывод о значимости не только физической дистанции, но и образовательных результатов школ (они замерялись по средним баллам ЕГЭ).
Сам ученый называет это «интересным результатом», который «может иметь важные последствия для понимания неравенства в образовании в цифровую эпоху». По его словам, это служит очередным подтверждением тяготения «похожих» людей к общению друг с другом, отмеченного социологией. Ценность исследования – в том, что удалось получить конкретные численные оценки «вероятности дружбы» в зависимости от расстояния и образовательных результатов.
Со статьей, опубликованной на английском языке, можно ознакомиться на сайте «PLOS One». Научный журнал выпускается Public Library of Science (США).
Смирнов Иван Борисович
Заведующий Лабораторией вычислительных социальных наук