• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Почему реформы буксуют?

Реформы в образовании встречают сопротивление во всех странах, но по-разному: в России главным тормозом является избыточный контроль. Есть еще важное отличие: в Европе эту тему начали исследовать, чтобы снизить риски срыва реформ. Возможно, в России предстоит заняться тем же самым, иначе даже самые масштабные проекты обречены на имитацию вместо результатов.

Почему реформы буксуют?

В Институте образования ВШЭ побывал старший специалист Европейского фонда образования (Центр выработки образовательной политики в Европейском Союзе) Михайло Милованович. Российским коллегам он представил доклад «Образовательные реформы: возможности и вызовы», самым обсуждаемым в котором стал раздел «Сопротивление к изменениям».

Эксперт назвал это «эффектом двуликого Януса», когда реальные изменения трудно отличить от мнимых, а улучшения – от формального соблюдения нормативов. Согласно исследованию, во всех странах Юго-Восточной, Восточной Европы и Центральной Азии есть универсальные методы «обхода реальных проблем»: инвестиции в инфраструктуру вместо реальных перемен, создание дополнительных органов для передачи ответственности, построение отдельных «потемкинских деревень» вместо системных изменений и т.д.

Наши разработчики реформ понимают эти проблемы. Поэтому в последнее время они считают, что внизу могут быть искажения, и надо так четко всё запланировать, чтобы на местах нельзя было ничего "испортить".
Но такая тактика имеет свои преимущества и свои риски. Опасно превращать регионы и школы в безынициативных исполнителей. Тему с переходом от инициатив сверху к созданию саморегулирующихся систем снизу нам надо поднимать.

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования

По словам заслуженного профессора ВШЭ Ирины Абанкиной, сопротивление реформам в образовании естественно: «Везде есть те, кто хотел бы сохранить рутину, те, кто апеллирует к своему прошлому в школе, не понимает, зачем нужны новые компетенции и как изменились запросы рынка труда. Но мы с этим сопротивлением не работаем. У нас стараются не вовлечь, а «одарить» население реформой. Отсюда напряжение исполнителей, неудовлетворенность реформами, отсутствие поддержки из-за их непонимания и, конечно, обида педагогов из-за того, что к ним не относятся с доверием – как к реальным участникам».

Ирина Абанкина считает, что исследователям нужно начать анализировать интересы и предпочтения людей, связанные с реформами. 

Масштабные национальные проекты должны сопровождаться исследованиями по социальным группам: кто поддержит реформу, кто от нее выиграет, где возможны риски неприятия, какие есть механизмы преодоления этого неприятия. Такого сопровождения проектам всерьез не хватает.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании