• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Меченый атом» помог раскрыть карьерный выбор девятиклассников

Остаться в школе после девятого класса или поступать в колледж? Как школьники делают выбор? Исследователи назвали это «не решением», потому что подростки чаще всего действуют по предписаниям их социального класса.

О мотивах выбора школьников рассказали научные сотрудники Лаборатории культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ Елена Минина, Диана Янбарисова и Екатерина Павленко. Их статья «Образовательный выбор российских старшеклассников в девятом классе» опубликована в британском журнале «Международные исследования в области социологии образования».

Результаты предыдущих исследований показывают, что даже при равной успеваемости дети из семей с низким социальным статусом чаще идут в колледжи. Дети из более обеспеченных семей остаются в школе, чтобы потом поступить в университет. Альтернативные варианты всерьез не рассматриваются. Но как именно работает эта селекция, оставалось открытым вопросом. Учёные проанализировали данные, собранные в рамках проекта «Меченый атом» (качественная часть общероссийского лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии»), и рассказали, на какие социальные нормы и стереотипы опираются школьники.

Как оказалось, семьи с высоким социальным статусом транслируют представление о том, что поступление в колледж или техникум для их детей — табу. Это воспринимается как траектория «неудачников», детей с плохими оценками или из семей с низкими ресурсами. Если девятиклассник склоняется к выбору конкретной профессии из сферы СПО, то сталкивается с сопротивлением родителей, учителей и всего взрослого окружения. Его предпочтения отклоняются как подростковые капризы.

 

Минина Елена Владимировна
Департамент образовательных программ: Доцент

 

В семьях с более низким социальным статусом другая логика: колледж — это «ускоренный» путь к взрослению и финансовой независимости. Возможность раньше получить профессию, выйти на рынок труда и начать зарабатывать. Играет роль и готовность пойти в армию, уже имея профессию, чтобы по возвращении сразу начать работать. 

«Высокостатусные» семьи убеждены, что найти работу и быть успешными в жизни без высшего образования невозможно. Этот стереотип пронизывает все социальные слои. Даже те дети, которые поступают в колледжи, как правило, заявляют о планах получить высшее образование в будущем, даже если эти планы для них не реалистичны. 

Установка «Высшее образование обязательно!» влияет на мировоззрение школьников. Для них сам факт получения высшего образования оказывается важнее, чем выбор будущей профессии. Это приводит к тому, что молодые люди поступают не туда, куда хотят, или вообще не задумываются о своих предпочтениях. Истоки этой проблемы – в ситуации 1990-х годов, когда сам по себе вузовский диплом стал играть «сигнальную роль» даже для тех профессий, где не была важна высокая квалификация. Рынку труда вдруг потребовались продавцы и курьеры с высшим образованием. Но за двадцать лет рынок труда сильно изменился. Уже сегодня многие работодатели ориентируются на опыт или на дообучение новых сотрудников. Всё большее значение имеет, в каком именно университете учился претендент на должность, а не «корочка» вообще.

Выход – в более продуманном современном карьерном консультировании в школе. Нужно не только разъяснять ученикам преимущества разных образовательных треков, но и развивать в них навыки планирования и принятия решений.