• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Экспертам образования не хватает голоса

Опубликован первый публичный рейтинг российских экспертов в сфере образования. Из 50 человек, включенных в него, восемь – сотрудники НИУ ВШЭ и еще двое – совместители там же. Составители изучили упоминаемость, уровень признания и популярности. Выяснилось – большинство авторитетных экспертов мало вовлечены в процесс принятия решений. Низкая активность в социальных сетях и медиа мешает тому, чтобы их голос был услышан.

Рейтинг составил Центр политической конъюнктуры по заказу Экспертного института социальных исследований. Авторы подчеркивают, что прозрачных публичных рейтингов экспертов в образовании до сих пор не существовало. Запрос есть: нацпроект «Образование» отстает от других по темпам, он оказался и «крайне усложненным». По каждому из десяти его направлений есть «серьезный разброс мнений различного рода персоналий, формирующих поле дискуссии как в медиа-среде, так и в обществе». Составители рейтинга взялись «взвесить» каждую из фигур, опираясь на упоминания в прессе, оценки в среде коллег, участие в публичных мероприятиях и количество подписчиков в соцсетях.

Среди сотрудников Инобра места распределились так:

4. Исак Фрумин, научный руководитель

6. Виктор Болотов, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании

11. Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

25. Дмитрий Фишбейн, директор лицея, доцент магистерской программы «Управление образованием»

36. Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского

42. Катерина Поливанова, научный руководитель Центра исследований современного детства

В рейтинг также вошли сотрудники Высшей школы экономики Валерия Касамара, Лилия Овчарова, Ефим Рачевский (доцент по совместительству), а первое место занимает профессор-исследователь ВШЭ, академик РАО Александр Асмолов.

Удивило отсутствие заслуженного профессора ВШЭ Ирины Абанкиной — одной из самых цитируемых традиционными медиа экспертов по теме образования. Но поскольку чаще ее выступления связаны с экономикой вопроса, возможно, ее отнесли к числу экономистов. 

Сделан вывод, что лидеры экспертного сообщества мало вовлечены в процесс принятия политических решений в сфере образования. Только двое из топ-50 – Виктор Болотов и Юрий Зинченко – входят в общественные советы профильных министерств.

Серьезной проблемой названа малая активность топовых экспертов в социальных сетях. Те, кто имеет наибольший вес внутри сообщества и часто цитируется в СМИ, непопулярны в фейсбуке и твиттере, и наоборот – эксперты-блогеры получили не самые высокие оценки от коллег. Отдельно сказано о том, что лишь немногие эксперты используют соцсети как профессиональный инструмент. Преобладает «контент личного характера», мало читателей, у некоторых и вовсе закрыты данные о подписчиках. В шкале «Популярность» такие эксперты получали минимальный балл, потому что «статус публичного эксперта не предполагает закрытость от аудитории». Как следствие такой закрытости – СМИ реже обращаются за комментариями к авторитетным профессионалам, а чаще – к «нерелевантным спикерам», у которых нет проблем с активностью в соцсетях. 

С рейтингом можно ознакомиться здесь