• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как семьи переживают дистант

Высшая школа экономики провела интернет-опрос 7292 респондентов из всех федеральных округов РФ об изменениях в жизни во время эпидемии и режима самоизоляции. Среди опрошенных 1949 респондентов с детьми-школьниками. Эксперты Института образования ВШЭ анализируют, как их семьям удавалось совмещать дистанционное обучение детей с занятостью взрослых и обычной жизнью дома.

Как семьи переживают дистант

Дистанционно учить детей семье нелегко

Участников опроса спросили, насколько получилось совмещать дома – в условиях самоизоляции – работу, учебу детей и просто обычную жизнь. Средняя оценка – 3,6 баллов по 10-балльной шкале (где 1 – очень плохо, а 10 – очень хорошо). Это показывает серьезную степень недовольства. Причем более трети опрошенных (38,6%) оценили свои усилия на единицу: совмещать дистанционное обучение с жизнью в самоизоляции получалось очень плохо.

Однако эта оценка существенно различается между разными группами домохозяйств. Эксперты Института образования ВШЭ попытались разобраться, какие группы оказались в более выигрышном положении и почему.

Неравенство проявилось и в дистанционном обучении

Как широко известно, эмоции, мотивация влияют на то, как человек занимается какой-либо деятельностью. Довольно очевидно предположить, что общее эмоциональное состояние в домохозяйстве может влиять на отношение к учебе и другие конкретные дела. В условиях вынужденных ограничений на эмоциональное состояние человека будет влиять то, как он воспринимает эти ограничения. Поэтому для понимания контекста дистанционного обучения дома необходимо понять, как семья в целом относится к нынешней непростой ситуации.

 Важнейшим фактором, влияющим на удобство организации жизни и общее ощущение благополучия на фоне самоизоляции, стало материальное положение семьи. Чем менее обеспечена семья, тем с меньшей вероятностью она поддерживает ограничения, введенные на фоне эпидемии.

Если в целом по выборке 36% опрошенных не согласны с введенными властями ограничениями, то среди семей, которые едва сводят концы с концами, «несогласных» больше половины (53%). Эта же группа существенно ниже оценивает свой опыт совмещения работы, учебы и домашней жизни: те, кто «едва сводят концы с концами» оценили свой опыт организации дистанционного обучения своих детей на 2,5 балла, а те, кто «может позволить себе все, кроме автомобиля» - на 5,0 баллов.

 

Рис.1 – Ответ на вопрос «Как получалось совмещать обычные домашние дела, дистанционное обучение и работу взрослых?» в зависимости от материального положения семьи (средняя оценка по 10-балльной шкале)

Эта же связь прослеживается, если сопоставить отношение к ограничениям на фоне эпидемии и оценку своего опыта организации дистанционного обучения: несогласные с ограничением в среднем ниже оценивают успешность организации дистанционного обучения, чем те, кто в целом поддерживает введенные ограничения.

Рис.2 – Ответ на «Как получалось совмещать обычные домашние дела, дистанционное обучение и работу взрослых?» в зависимости от отношения к введенным ограничениям (средняя оценка по 10- балльной шкале)

 

Вполне предсказуемо, что у более состоятельных семей есть больше ресурсов и для жизни в изоляции (как следствие, у них нет жесткого несогласия с введенными ограничениями), и для организации дистанционного обучения (как следствие, более высокий уровень удовлетворенности тем, как встроилось дистанционное обучение в жизнь семьи).

А вот регион проживания, тип населенного пункта или сфера занятости родителей практически никак не повлияли на средние оценки своего опыта организации дистанционного обучения детей.

Преимущество – у семей с опытом / опыт дает преимущество 

Отношение к организации дистанционного обучения оказалось напрямую связано с наличием у семьи предыдущего опыта онлайн-обучения (и вообще обучения). Чем больше опыт обучения (и чем старше школьник) – тем легче далось семье дистанционное обучение детей.

В среднем, те, у кого уже был опыт дистанционного обучения до эпидемии, ставят себе оценку 4,3 балла за организацию дистанционного обучения, те, у кого такого опыта нет – 3,5 балла из 10.

 Преимущество 1: Возраст школьника

Чем младше школьник, тем менее он самостоятелен в учебе, и тем тяжелее для семьи оказалось организовать его дистанционное обучение. Родители, чьи дети учатся в начальной школе (1-4 класс), в среднем оценили свой опыт организации дистанционного обучения на 3,2 балла, родители детей из средней школы (5-9 классы) – на 3,6 балла, родители старшеклассников – на 4,3 балла.

Ниже представлены средние оценки опыта организации дистанционного обучения в разбивке по классам.

Рис. 3– Ответ на вопрос «Как получалось совмещать обычные домашние дела, дистанционное обучение и работу взрослых?», в зависимости от того, в каком классе учится ребенок (средняя оценка по 10-балльной шкале)

 Младшим школьникам в среднем значительно чаще, чем более старшим детям, требовалось участие родителей в дистанционном обучении, что не добавляло общего комфорта семье на самоизоляции.

Рис. 4 – Ответ на вопрос «Какая помощь требовалась ребенку в процессе дистанционного обучения?», в зависимости от того в каком классе учится ребенок (оценка по 10-балльной шкале, где помощь требовалась 1=никогда; 10=всегда)

 При этом 40% родителей младшеклассников ответили, что детям всегда требовалась содержательная помощь – объяснить, сделать вместе и т.п. (в целом по выборке таких ответов 28%), и только 5% сообщили, что содержательная помощь детям не требовалась. Так же часто ученикам 1-4 класса требовалось участие родителей в организации времени (напомнить про урок, проследить, вовремя ли сдано задание и пр.). Техническая помощь в целом требовалась чуть реже. Это означает, что как минимум половине родителей, чьи дети учатся в начальной школе, пришлось вдобавок к своей нагрузке выполнять роль учителя.

Преимущество 2: опыт онлайн-обучения

Еще более ощутимые преимущества по организации дистанционного обучения имели те семьи, в которых дети и до эпидемии занимались чем-либо в онлайн формате (изучали языки, программирование и пр.). Таких семей в выборке оказалось не слишком много – 208 семей (11% от общего числа опрошенных семей с детьми). Эти семьи оценили свой опыт организации дистанционного обучения в среднем на 4,3 балла. Семьи без такого опыта – на 3,5 балла.

Детям, у которых и до эпидемии были какие-то занятия в онлайн-формате, значительно реже требовалась помощь родителей в организации дистанционного школьного обучения по сравнению с детьми, которые такого опыта не имели.

Рис. 5 – Ответ на вопрос «Какая помощь требовалась ребенку в процессе дистанционного обучения?» в зависимости  от того, были ли у ребенка дополнительные занятия в онлайн формате до эпидемии (оценка по 10-балльной шкале, где помощь требовалась 1=никогда; 10=всегда)

Низкая оценка школы толкает к поиску нового

До эпидемии у многих ребят, помимо учебы в школе, были различные дополнительные занятия. Очень многие дети (43%), у которых были дополнительные занятия до эпидемии, не смогли продолжить эти занятия в онлайн-формате. У 27% детей привычные дополнительные занятия переведены в онлайн формат.

Еще 9% детей на фоне самоизоляции начали заниматься чем-то новым онлайн, чем до эпидемии не занимались ни офлайн, ни онлайн. Примечательно, что новые занятия родители (или дети), как правило, ищут на фоне неудовлетворенности тем, как организовано дистанционное школьное обучение: дистанционную школу они оценивают в среднем на 3,2 балла.

Краткие выводы:

Серьезное преимущество в обучении на фоне изоляции получили более обеспеченные семьи, с детьми среднего и старшего школьного возраста, имеющие опыт онлайн-обучения. Труднее всего пришлось семьям с ограниченным достатком и тем, чьи дети еще не имеют значительного учебного опыта. На фоне неудовлетворенности тем, как организовано дистанционное обучение, семьи ищут «маршруты объезда» в новых дополнительных занятиях.