• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не растерялись в онлайне

Директор московской школы Валерий Пазынин настраивал свой коллектив меньше задавать и проверять домашних заданий. Учитель из липецкого села Алексей Овчинников стал для всех коллег главным наставником по онлайну. Создатель языкового лагеря Валерий Астанчук разработал стратегию, как выжить, «если не будет лета». Многие управленцы и педагоги в «коронавирусном» учебном году примерили на себя роль кризисных менеджеров. О новом опыте рассказывают победители крупных национальных конкурсов – студенты магистратуры «Управление образованием».

Не растерялись в онлайне

Валерий Астанчук

Руководит «Хагларом» — крупнейшим языковым лагерем в стране. Победитель конкурса «Лидеры России».

 «Прокачались» за два месяца

Мы надеемся, что не отменят всю летнюю оздоровительную кампанию. Все понимают важность загородного отдыха детей даже сейчас — это снижает плотность населения в городе. А пока у нас началась полноценная онлайн-смена, это новый формат детского отдыха, который мы вводим в России одними из первых.

Для лагеря лето — это 80% бюджета, если совсем не будет лета офлайн, придется включать антикризисную стратегию, которую я разработал еще в марте. Нам было легко перейти в дистант, потому что в «Хагларе» сильная корпоративная культура, одна из главных ценностей которой – инициатива на местах. Каждый сотрудник хорошо знает круг своей ответственности и понимает, как его труд влияет на всю систему. За два месяца «прокачались» и создали такую онлайн-программу, которая позволит полностью погрузиться в жизнь отряда: много творчества, игр, мастер-классов, занятий английским, постоянное общение друг с другом и вожатыми.  

Не растеряться в онлайне нам помог проект, который я делал на программе «Управление образованием» по заданию Дмитрия Фишбейна — директора Лицея ВШЭ и доцента Института образования. Это анализ конкурентных групп в соцсетях, программа по созданию лояльного сообщества – педагогов, семей... Еще до пандемии это помогло нам пересмотреть всю стратегию smm-продвижения, добавило новые форматы общения с аудиторией – игровой, обучающей. Это помогло привлечь детей в онлайн-смену. И до этой ситуации я активно использовал решения, которые получал на программе – например, инструмент Константина Ушакова по выявлению детей, которые находятся в зоне риска по скрытому буллингу. Очень остро отношусь к проблеме буллинга и жестко это пресекаю в лагере.

Поступать на программу «Управление образованием» я решил после победы на «Лидерах России». Одна из причин – личность Анатолия Каспржака, которая меня вдохновила. В то время Алексей Каспржак руководил самым легендарным лагерем страны – «Артеком», и когда появилась возможность учиться у его отца, я подумал, что это знак. Решений, которые я получаю после каждой сессии и воплощаю в «Хагларе», было не меньше тридцати, а вообще я прихожу в Инобр за идеями и вдохновением.  


Валерий Пазынин

Директор школы №1561 (г.Москва), «Учитель года Москвы».

Я просил учителей быть не идеальными

Валерий Пазынин — один из немногих московских директоров, кто продолжает преподавать. Но, по словам Валерия, именно сейчас это особенно полезно - помогает видеть проблемы учителей в дистанте изнутри.

Я сразу решил: лучшее, что может сделать управленческая команда в этой нестандартной ситуации – не наседать на учителей, а помогать. В первую очередь, дать минимальный набор инструментов: zoom, электронный журнал и мессенджеры как запасной канал связи. Ничего особенного не требовал. Мы с IT-службой успели сделать несколько обучающих презентаций, выдали ноутбуки учителям и нуждающимся в этом школьникам. Поначалу каждую неделю проводили опросы: родители, дети и учителя делятся тем, что получается, а что нет. Подготовили единое содержание для классных часов, чтобы сэкономить время классного руководителя. 

Моя задача – предвидеть проблемы и заранее готовить решения. Где-то поддерживать, подбадривать. С первого дня дистанта я попросил учителей разрешить своим урокам не быть идеальными. В сложившейся ситуации важнее то, что они вообще есть. Попросил не проверять все задания, а сохранять силы и выделить больше времени на человеческое общение с учениками, их тоже нужно поддерживать. Социально-психологическая служба школы активно включается, потому что в ситуации постоянного общения в семьях могут обостряться свои проблемы.

Учеба на программе «Управление образованием» помогла действовать на опережение. Прежде всего, благодаря потрясающему нетворкингу, командной работе с однокурсниками и выпускниками. Общение в команде помогло выиграть время: я получал информацию от тех, кто раньше ушел на дистант, и все варианты просчитывал заранее. К началу онлайн-учебы нас были решены технические, методические вопросы, а к той неделе, которую объявили каникулами, мы уже проанализировали топ-5 проблем наших учителей в онлайне и всю неделю их разбирали. У меня уже в середине марта был план «А», план «Б» на разные варианты окончания учебного года, и то, что я получаю в магистратуре, помогло действовать не интуитивно, а осознанно и целенаправленно. Смятения у управленческой команды не возникло ни на день.


Алексей Овчинников

Учитель математики и естествознания в селе Теплое Липецкой области, «Учитель года России».

Снять информационную блокаду села

Алексей — востребованный коуч в области дистанционного обучения. Отказался от многих предложений крупных московских школ, остался сельским учителем.

Онлайн-обучением я заинтересовался в 2010 году. Преподавал в Центре дистанционного обучения детей-инвалидов, и там освоил разные технологии онлайн-уроков, создавал курсы в Moodle. В нашей сельской школе дистанционные уроки организуют уже несколько лет. Параллельно я создал онлайн-школу по подготовке к экзаменам, преподавал в Skyeng и т.д. Это была необходимость: в ста километрах от ближайшего города для профессионального развития онлайн – единственный путь. 

Однако, я — не сторонник полной замены очного образования: так мы не добьемся равных условий для всех. Если в семье двое-трое детей, даже в Москве сложно обеспечить каждого компьютером. Часть детей выполняет задания в тетрадях и как-то передают их на проверку, а кто-то совсем выпал из учебного процесса, и сложно повлиять на это.

После победы в «Учителе года» я защитил диссертацию «Педагогические условия организации дистанционной учебы в сельской школе». Решения, которые я предложил в этой диссертации, «обкатывались» в моей школе, я рассказывал о них на мастер-классах, но кто мог представить, что возникнет чрезвычайная ситуация, когда они потребуются всем? И в том, что я смог быстро предложить эти решения очень многим, помогло сообщество программы «Управление образованием». Через нашу команду, ресурсы однокурсников я делился опытом. В частности, в журнале Edexpert одного из них, Дениса Кравченко, опубликовал серию статей об использовании простых инструментов для дистанта (спецпроект «Сбить корону!»), выступал на конференции, организованной моими однокурсниками совместно с ВШЭ, и так далее. Сообщество студентов, преподавателей и выпускников программы «Управление образованием» позволяет всегда быть в центре того, что происходит на «переднем крае» — не просто зрителем, а участником событий.



Магистерская программа «Управление образованием» открывает прием документов 22 июня. Подробнее о ней можно узнать здесь