Дети показали цифровой оптимизм
Анкеты, составленные в швейцарской штаб-квартире проекта и адаптированные для России, распространяли партнеры Инобра – вузы и школы, региональные органы образования, педагоги и методисты. Самой активной частью респондентов оказались родители (более 35 тысяч человек) – неудивительно, потому что из-за особенностей дистанционной учебы им пришлось поволноваться больше всех. Стрессовой ситуацию дистанта назвали 68% родителей – гораздо больше, чем среди учеников (41%) и учителей (48%). Интересно, что, согласно результатам опроса, количество детей в семье не существенно влияет на уровень стресса от учебы дома. Организация учебы в многодетных семьях оказалась не такой уж и сложной задачей. Эксперты объяснили это тем, что в многодетных семьях родители плотнее вовлечены в жизнь детей, там есть старшие братья и сестры. Для остальных роль «помощников учителей» оказалась полной неожиданностью.
Дети не только испытали наименьший стресс, но и в принципе неплохо оценили свое самочувствие в дистанте. Тех, кто не испытывал дискомфорта (40%) — больше чем тех, кому дистант не понравился (28%). Около 40% школьников рассказали о том, что им интересны новые методы обучения. Здесь их оценки разошлись со взрослыми: с тем, что детям интересны эти методы, согласны 33% учителей и 29% родителей. И, как ни странно, больше 60% представителей школьных администраций думают что дети позитивно относятся к новым методам. Но последнее эксперты объясняют тем, что «для наблюдателей со стороны картинка остается привычной, сложностей почти не видно».
Данные «барометра» позволяют надеяться, что тотальный онлайн в течение весны даст толчок профессиональному развитию учителей: педагоги стали гораздо больше рефлексировать, анализировать свою работу, обмениваться опытом. О высоком уровне взаимной поддержки рассказали 71% учителей и 86% школьных администраторов. «Учителя возвращаются к истокам своей профессии, а родителей непривычная ситуация «вернула» в семью», – заключают авторы исследования.
Полный вариант отчета о первых результатах «Школьного барометра» в России можно прочитать в последнем выпуске аналитического бюллетеня НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса — по ссылке.
Исаева Наталья Витальевна
Институт образования: Младший научный сотрудник
Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор НИУ ВШЭ
Кобцева Анна Александровна
Институт образования: Ведущий эксперт
Цатрян Марина Арменовна
Институт образования: Аналитик