• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Долгая дорога через большие темы

Российские университеты вновь выросли в предметной области «Образование» глобального рейтинга QS. Во второй сотне – Казанский федеральный университет. В первой сотне Московский университет и Высшая школа экономики, которая заняла 64 место в рейтинга QS по образованию. Среди российских вузов она по-прежнему первая, а вот в мировой топ-100 вошла впервые.Научный руководитель Институт образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин рассказывает, что почему так важно участвовать в клубе лучших университетов и как туда попадают.

Долгая дорога через большие темы

Тянут вверх глобальные сети 

Ценность глобального клуба видна на простом примере. Когда начался коронавирус и потребовалось срочно выводить образование в дистант, России отчасти повезло. Пандемия к нам пришла несколько позже, когда другие страны уже получили некоторый опыт. Многое из того, что мы тогда получили по нашим каналам напрямую, удалось быстро применить в России. Наш партнер – факультет образования университета Джонса Хопкинса, который стал мировым центром информации о пандемии, провел с нами несколько важных вебинаров. Мы обсуждали новые очень нужные знания, которые еще не появились в научных журналах. В этом сила глобального позиционирования.

Так работает академическая репутация: позиции в рейтингах открывают вход во многие двери. Помогают выстраивать академические связи, получить доступ к лучшим практикам и инновациям.

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель

В условиях жесточайшего цейтнота прошлого года мы строили видеомосты с Китаем, Европой, США. Лучшие мировые эксперты находили  время и желание разговаривать с нами. Это помогало  быстро находить решения для российского образования – отвечать на запросы, которое ставило перед научным сообществом государство и общество.

Эмпирическая база – сила 

К сотне лучших мы шли долгие семь лет. Но мы точно знали, что поможет успеху. В 2013 году, когда создавался Инобр, в России было очень мало исследований реальности образования. В основном его проектировали, изобретали.В стране просто была слаба традиция доказательного подхода в социальных науках. Мы сделали одним из своих главных принципов изучение реальности на основе строгого сбора эмпирических данных. Мы начинали с 250 места в рейтинге QS...

Прогресс в рейтинге произошел не потому, что мы сделали нечто удивительное в прошлом году. Сработали наши долгие инвестиции в сбор интересных данных. В результате мы запустили такие уникальные исследования, как лонгитюд «Траектории в образовании и профессии», мониторинги экономики образования, качества приема, цифровой трансформации. Эта работа велась многие годы, но результаты стали заметны в мировой науке сейчас.  

Кроме того, с самого начала мы решили отказаться от мелких тем. Лучше мало, но таких, которые дают ответы на серьезные вызовы и способны объединить многих исследователей – как в физике или биологии. 

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель

Геном человека расшифровали только потому, что над этим работали сотни ученых. По тому же принципу мы одними из первых в мире начали изучать специфику постсоциалистической трансформации образования. Первые в России обратились к образовательному неравенству и его преодолению, начали исследовать поведение детей в соцсетях.

Такой подход привлек в качестве партнеров ведущих мировых ученых, а в качестве сотрудников – молодых исследователей. Сегодня авторы большей части публикаций Инобра – в том числе, в топовых журналах семейства Science и Nature – моложе 35 лет. 

Теперь придется бежать еще быстрее

Чтобы оставаться среди лидирующих центров изучения образования нужно работать вместе с ними. Для этого мы инициируем новые международные проекты. Например, новый ландшафт образования после пандемии ставит новые вопросы. Вместе с Оксфордом, Пекинским университетом и другими партнерами мы создали Глобальную обсерваторию трансформации высшего образования, чтобы в мировом масштабе смотреть, что происходит в этой сфере после ковида. Думаем над аналогичной обсерваторией по школьному образованию, хотим отвечать на самые острые вопросы – например, о связи школы и крупных платформ.

В российском образовании мы будем и дальше продвигать доказательный подход. Это важно, потому что до сих пор очень много утверждений, основанных лишь на личном опыте или здравом (а иногда и не очень здравом) смысле. Многие всерьез воспринимают цитаты «британских ученых», которые якобы используют советские учебники, или какие-то басни про сингапурский опыт, где детей «бьют палками, чтобы лучше учились».

Рейтинги стимулируют нас развивать те направления, к которым растет интерес в мире – например, дидактическое: с нового учебного года у нас появится программа «Обучение и оценивание как наука». Для практиков, которые хотят осмыслить свою работу, планируем открыть новый аспирантский трек – помогать им готовить диссертации. Если интересно – приходите, сейчас идет набор в нашу аспирантуру. Продлится до конца недели – вполне можно успеть подать документы.

Фрумин Исак Давидович
Институт образования: Научный руководитель

Уверен, позиции Вышки QS сделают наших выпускников еще более востребованными. Их уже активно переманивают университеты других стран. Это серьезный вызов для нас – но новые возможности для них.