России нужна «примерка» профессий
Такой вывод сделан в исследовании «Карьерное консультирование в современном мире: теория и практика в России и за рубежом». В нем представлены актуальные теории и формы карьерного консультирования в России и за рубежом, описаны наиболее эффективные и востребованные практики и системы карьерной навигации в тех странах, в которых эта сфера наиболее развита и успешна. Прогрессивные практики НКО и фондов в России стоит внимательнее изучить государству, многое из них можно взять на вооружение, – считают авторы исследования.
Речь идет об относительно новых для России форматах профориентации, в рамках которых крупные компании и НКО вступают в партнерства в области трудоустройства и реабилитации социально уязвимых групп населения. Трудоустройство для них скорее не цель, а средство социальной реабилитации. «Именно НКО в союзе с компаниями служат проводниками многих передовых идей и практик карьерного консультирования» – отмечают авторы. Это происходит потому что, во-первых, фонды больше открыты мировому опыту, чем официальные государственные структуры, а во-вторых, большие международные компании привносят в эти проекты прогрессивные практики, доказавшие успех в других странах. Одной из наиболее успешных практик выступает сопровождаемое трудоустройство – когда условия стажировки на рабочем месте создаются индивидуально, за каждым стажером закрепляется наставник, есть возможность опробовать несколько позиций в одной компании. В то время как многие российские компании предпочитают нанимать персонал с опытом, в рамках программ наставничества рабочее место подбирается под сотрудника, а не наоборот.
В качестве примера исследователи приводят проекты, в которых участвуют корпорации IKEA и KFC. В партнерстве с благотворительными фондами они предлагают различные форматы корпоративного наставничества и волонтерства, которые позволяют новичкам получить первый опыт работы и «примерить» на себя ту или иную профессию.
Авторы исследования призывают взглянуть на эти кейсы не только как на «прицельную работу с социально уязвимой молодежью и людьми с ограниченными возможностями», но и как на перспективное направление развития карьерного консультирования в России. Они напоминают, что в России есть разные проявления неравенства, и в подобной поддержке нуждаются различные социально-экономические группы.
Пока же основные игроки для остальной молодежи – это либо коммерческие агентства, которые нацелены на работу с состоятельными семьями, либо государство, программы которого зачастую «откликаются на стандартный набор популярных общественных и рыночных запросов». Сохраняют свою популярность советские практики, в рамках которых консультанты или компьютерные тесты определяют их «склонность» к той или иной профессии на основе способностей или черт личности. Данные исследований показывают, что подростки в России мало знают об актуальных профессиях и возможностях, а их карьерные притязания сводятся к стандартному и довольно скудном набору профессий.
Исследование Елены Мининой, Екатерины Павленко, Маргариты Кирюшиной и Анастасии Якубовской вышло в серии «Современная аналитика образования». Прочитать его можно здесь: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/458549751.pdf
Минина Елена Павловна
Павленко Екатерина Сергеевна
Центр социологии культуры: Аналитик
Якубовская Анастасия Антоновна