• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

России нужна «примерка» профессий

В России развиваются успешные проекты, которые помогают школьникам лучше спланировать и запустить карьеру. Но зачастую они не массовые, а адресованы нескольким уязвимым группами – например, взрослым и детям с ограниченными физическими возможностями или выпускникам детдомов. Научные сотрудники Центра социологии культуры Инобра считают, что этот опыт было бы полезно масштабировать на более широкие слои населения.

России нужна «примерка» профессий

Такой вывод сделан в исследовании «Карьерное консультирование в современном мире: теория и практика в России и за рубежом». В нем представлены актуальные теории и формы карьерного консультирования в России и за рубежом, описаны наиболее эффективные и востребованные практики и системы карьерной навигации в тех странах, в которых эта сфера наиболее развита и успешна. Прогрессивные практики НКО и фондов в России стоит внимательнее изучить государству, многое из них можно взять на вооружение, – считают авторы исследования.

Речь идет об относительно новых для России форматах профориентации, в рамках которых крупные компании и НКО вступают в партнерства в области трудоустройства и реабилитации социально уязвимых групп населения. Трудоустройство для них скорее не цель, а средство социальной реабилитации. «Именно НКО в союзе с компаниями служат проводниками многих передовых идей и практик карьерного консультирования» – отмечают авторы. Это происходит потому что, во-первых, фонды больше открыты мировому опыту, чем официальные государственные структуры, а во-вторых, большие международные компании привносят в эти проекты прогрессивные практики, доказавшие успех в других странах. Одной из наиболее успешных практик выступает сопровождаемое трудоустройство – когда условия стажировки на рабочем месте создаются индивидуально, за каждым стажером закрепляется наставник, есть возможность опробовать несколько позиций в одной компании. В то время как многие российские компании предпочитают нанимать персонал с опытом, в рамках программ наставничества рабочее место подбирается под сотрудника, а не наоборот. 

В качестве примера исследователи приводят проекты, в которых участвуют корпорации IKEA и KFC. В партнерстве с благотворительными фондами они предлагают различные форматы корпоративного наставничества и волонтерства, которые позволяют новичкам получить первый опыт работы и «примерить» на себя ту или иную профессию. 

Авторы исследования призывают взглянуть на эти кейсы не только как на «прицельную работу с социально уязвимой молодежью и людьми с ограниченными возможностями», но и как на перспективное направление развития карьерного консультирования в России. Они напоминают, что в России есть разные проявления неравенства, и в подобной поддержке нуждаются различные социально-экономические группы.

Пока же основные игроки для остальной молодежи – это либо коммерческие агентства, которые нацелены на работу с состоятельными семьями, либо государство, программы которого зачастую «откликаются на стандартный набор популярных общественных и рыночных запросов». Сохраняют свою популярность советские практики, в рамках которых консультанты или компьютерные тесты определяют их «склонность» к той или иной профессии на основе способностей или черт личности. Данные исследований показывают, что подростки в России мало знают об актуальных профессиях и возможностях, а их карьерные притязания сводятся к стандартному  и довольно скудном набору профессий.

Исследование Елены Мининой, Екатерины Павленко, Маргариты Кирюшиной и Анастасии Якубовской вышло в серии «Современная аналитика образования». Прочитать его можно здесь: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/458549751.pdf