• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Именно контекст склеивает все знания воедино»

Как делать связные и сбалансированные уроки, закладывая в логику процесса нужный образовательный результат. Бенджамин Блум 60 лет назад сконструировал таксономию учебных целей, которая стала известна на весь мир. Методика пережила 19 модернизаций, но осталась базовой и применимой для всех уровней образования. Все начинается с вопроса «Чему мы хотим научить?» – подчеркивает ученик основоположника профессор Лорин Андерсон (США)  и соавтор книги о современной таксономии. На открытом семинаре Инобра он прочитал лекцию «Куда приводит Блум, или как «вырастить»  образовательный результат по плану».

«Именно контекст склеивает все знания воедино»

Андерсон выделил шесть основных компонентов, относящихся к различным типам когнитивных процессов: запоминание, понимание, применение, анализ, суждение и создание. Эти процессы связаны друг с другом, но обладают разным уровнем сложности. Так, один и тот же изучаемый материал можно спрашивать по-разному. Можно спросить ученика: кто такой король Клавдий, и кем он приходится Гамлету? А можно задать вопрос более сложного уровня: встречали вы в жизни человека похожего на Клавдия? Если да, то какими схожими чертами они обладают?

По словам Андерсона, задача учителя – «загрузить» знания в ученика через присвоение в личном опыте.  Для этого существительные-цели необходимо сформулировать в глаголы-действия. Таким образом, ученик будет обретать способности запоминать, понимать, применять, анализировать, выносить суждение и, в конечном итоге, создавать, творить свой самостоятельный продукт, основанный на синтезе всего того, что он узнал.

Учебный материал существует повсюду, и он существовал всегда.  Карикатура,  партитура или что-то еще  – тоже может становиться содержанием учебного процесса. Но дальше нужно решить, что из этого материала важнее. Что именно мы хотим преподать? С учетом ограничения времени в классе.

Есть и другое измерение таксономии Блума: разница между различными типами знаний. Первые два: фактические и концептуальные. Андерсон приводит пример исследования, в котором 11-12 летние школьники решали следующую задачу. По морю плывет корабль. На корабле есть капитан. Также на корабле 11 уток и 13 гусей. Вопрос: сколько лет капитану? Большинство дали ответ 24, т.е. бездумно сложили гусей и уток, просто потому «что им дали числа, с которыми нужно что-то делать». На самом деле, здесь нет числового решения, и правильно ответили менее трети школьников в разных странах. Это значит, что учащиеся не всегда владеют концептуальными знаниями в предмете. 

Частая ошибка педагогов – думать, что ученик, который  хорошо отвечает на фактические вопросы, хорошо понял материал. Это совершенно необязательно. Иногда это значит прямо противоположное.  Потому что для запоминания нам нужно фактическое знание, а для понимания – концептуальное.

 Данные исследований показывают, что большинство учеников плохо воспринимают материал, поэтому  имеет смысл сдвинуть фокус с освоения фактологии – того, что обычно спрашивают на контрольных и тестах, – в сторону освоения концептуального материала. Это сложнее оценить, но зато возможно развивать когнитивные способности более высокого уровня.

Не нужно учить лучше запоминать или лучше мыслить – такое противопоставление ложное. О чем будут думать ученики без материала? С другой стороны, информация без мышления тоже бесполезна. 

Следующие два типа знания – процессуальное и метазнание. Последнее позволяет не только понимать всю процедуру какого-либо процесса, но и разбираться в нем настолько хорошо и глубоко, чтобы персонализировать знание – занимать свою собственную позицию по данному вопросу.

Однозначного подтверждения  эффективности методики не существует, но можно и нужно применять таксономию Блума как инструмент осознанного подхода, чтобы синхронизировать содержание, учебный процесс и оценивание результатов. Она помогает лучше понимать образовательные стандарты – планировать связные и сбалансированные уроки.

Нужно отфильтровать нужные факты, необходимые для понимания, и связывать  их с концепциями. Одна из главных проблем в том, что мы преподаем в отрыве от контекста. Именно контекст склеивает все воедино и делает знание более личным для ученика.

Существуют сторонники и противники теории Блума. Верить в достижение для всех образовательный результат все равно, что верить в Бога, –  обращает внимание Андерсон. В этой связи он высказал пожелание видеть больше исследователей в этой области, чем ее пламенных сторонников.

Видео семинара смотреть

Книга под редакцией Лорина Андерсона с исследованием и пересмотром таксономий «A Taxonomy for Leaitning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives» здесь

Специальный выпуск журнала Theory into Practice, посвященный обсуждению пересмотренной таксономии здесь

Недавняя статья Лорина Андерсона про использование таксономий для планирования обучения здесь