«Именно контекст склеивает все знания воедино»
Андерсон выделил шесть основных компонентов, относящихся к различным типам когнитивных процессов: запоминание, понимание, применение, анализ, суждение и создание. Эти процессы связаны друг с другом, но обладают разным уровнем сложности. Так, один и тот же изучаемый материал можно спрашивать по-разному. Можно спросить ученика: кто такой король Клавдий, и кем он приходится Гамлету? А можно задать вопрос более сложного уровня: встречали вы в жизни человека похожего на Клавдия? Если да, то какими схожими чертами они обладают?
По словам Андерсона, задача учителя – «загрузить» знания в ученика через присвоение в личном опыте. Для этого существительные-цели необходимо сформулировать в глаголы-действия. Таким образом, ученик будет обретать способности запоминать, понимать, применять, анализировать, выносить суждение и, в конечном итоге, создавать, творить свой самостоятельный продукт, основанный на синтезе всего того, что он узнал.
Учебный материал существует повсюду, и он существовал всегда. Карикатура, партитура или что-то еще – тоже может становиться содержанием учебного процесса. Но дальше нужно решить, что из этого материала важнее. Что именно мы хотим преподать? С учетом ограничения времени в классе.
Есть и другое измерение таксономии Блума: разница между различными типами знаний. Первые два: фактические и концептуальные. Андерсон приводит пример исследования, в котором 11-12 летние школьники решали следующую задачу. По морю плывет корабль. На корабле есть капитан. Также на корабле 11 уток и 13 гусей. Вопрос: сколько лет капитану? Большинство дали ответ 24, т.е. бездумно сложили гусей и уток, просто потому «что им дали числа, с которыми нужно что-то делать». На самом деле, здесь нет числового решения, и правильно ответили менее трети школьников в разных странах. Это значит, что учащиеся не всегда владеют концептуальными знаниями в предмете.
Частая ошибка педагогов – думать, что ученик, который хорошо отвечает на фактические вопросы, хорошо понял материал. Это совершенно необязательно. Иногда это значит прямо противоположное. Потому что для запоминания нам нужно фактическое знание, а для понимания – концептуальное.
Данные исследований показывают, что большинство учеников плохо воспринимают материал, поэтому имеет смысл сдвинуть фокус с освоения фактологии – того, что обычно спрашивают на контрольных и тестах, – в сторону освоения концептуального материала. Это сложнее оценить, но зато возможно развивать когнитивные способности более высокого уровня.
Не нужно учить лучше запоминать или лучше мыслить – такое противопоставление ложное. О чем будут думать ученики без материала? С другой стороны, информация без мышления тоже бесполезна.
Следующие два типа знания – процессуальное и метазнание. Последнее позволяет не только понимать всю процедуру какого-либо процесса, но и разбираться в нем настолько хорошо и глубоко, чтобы персонализировать знание – занимать свою собственную позицию по данному вопросу.
Однозначного подтверждения эффективности методики не существует, но можно и нужно применять таксономию Блума как инструмент осознанного подхода, чтобы синхронизировать содержание, учебный процесс и оценивание результатов. Она помогает лучше понимать образовательные стандарты – планировать связные и сбалансированные уроки.
Нужно отфильтровать нужные факты, необходимые для понимания, и связывать их с концепциями. Одна из главных проблем в том, что мы преподаем в отрыве от контекста. Именно контекст склеивает все воедино и делает знание более личным для ученика.
Существуют сторонники и противники теории Блума. Верить в достижение для всех образовательный результат все равно, что верить в Бога, – обращает внимание Андерсон. В этой связи он высказал пожелание видеть больше исследователей в этой области, чем ее пламенных сторонников.
Видео семинара смотреть
Книга под редакцией Лорина Андерсона с исследованием и пересмотром таксономий «A Taxonomy for Leaitning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives» здесь
Специальный выпуск журнала Theory into Practice, посвященный обсуждению пересмотренной таксономии здесь
Недавняя статья Лорина Андерсона про использование таксономий для планирования обучения здесь