Тест, похожий на квест
Оценка soft skills – это высший пилотаж для психометрики, массово она не налажена еще нигде в мире. Но сам тренд на оценку навыков и компетенций, а не знаний уже становится общим. Важно, не что студенты выучили, а как они умеют применять полученные знания в работе и в жизни. Подход, построенный на формировании и оценке компетентностей (Competence-Based Learning), уже применяют во многих странах. У него масса преимуществ. Его критерии позволяют легко сравнивать разные курсы, программы и университеты. Общая формулировка результатов для разных предметных областей поможет студентам легче менять программы, университеты и страны. Вырастет студенческая мобильность и сложится мировое образовательное пространство – хотя бы в рамках Болонского процесса. Вузы смогут объективно взглянуть на свои программы – какие эффективны, а какие нет.
«Мягкие» навыки оценить сложнее, чем «твердые», потому что со знаниями они почти не связаны. Креативность, умение работать в команде, доносить свои мысли, критически оценивать потоки информации – на этом во многом и построен успех человека в современном мире. И вузы должны учить этому (согласно ФГОС), только на практике не очень понимают, как.
В мире было несколько международных исследований, так или иначе связанных с массовым измерением soft skills у студентов. Как правило, они сталкивались со слишком большими различиями языков, культур и просто разных вузов. В числе успешных примеров – недавний SuperTest, который помог измерить прогресс критического мышления у студентов-инженеров четырех стран, включая Россию. В его проведении участвовали ученые Инобра.
Наиболее перспективной авторы доклада называют сценарную методику. Психометрики моделируют ситуации, в которых человек проявит ту или иную степень, например, креативности или покажет критическое мышление. В готовом виде эти задания представляют собой сценарии – заданиями теста становятся ситуации, в которых надо находить сложные решения. Проявлять при этом и находчивость, и умение договариваться, проверять факты. Поведение человека при этом анализирует искусственный интеллект – раскладывает каждый его шаг на множество компонентов, «взвешивает» разные проявления каждой компетентности.
Такой инструмент, который позволяет измерить информационно-коммуникационную компетентность школьников, уже создали в Инобре (IC Literacy Test). Сейчас психометрики института работают над тестом, который позволит измерять критическое мышление студентов.
Доклад издан в серии «Современная аналитика образования», его можно прочитать здесь: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/458550931.pdf.