• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Выглядит диковато: как EdTech заходит в школу и вузы, обсудили на кейсе SkyEng

Не просто дискуссия — огонь — случилась на гайдаровском форуме. Почти в баттле сошлись ректоры университетов и лидеры компаний EdTech. Позицию первых в духе «Кто вы такие», другие остро парировали: «Мы — ваша судьба. Мы придем за вами. Мы заберем ваших студентов и преподавателей. Вы останетесь одни с вашими шпилями и стеклянными зданиями». Конечно, скорая смерть классического образования сильно преувеличена. «Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Помните эту сцену известного фильма? Но совершенно, очевидно —перемены в отрасли неизбежны. Чтобы разобраться с местом EdTech в новой архитектуре образования, Институт образования запускает серию обсуждений в рамке Вторничных семинаров. Первым разбираем кейс SkyEng.

Выглядит диковато: как EdTech заходит в школу и вузы, обсудили на кейсе SkyEng

Трудная дорога через боли

Весь EdTech сегодня создается через ценность. Для ученика, учителя, школы или вуза. Во время пандемии компания специально работала с учителями, чтобы выявить боли. Быстро сделали самое нужное — сервис быстрой проверки заданий, которые удаленно присылали ученики. В первую волну пандемии сервисом SkyEng воспользовались 70 тысяч учителей и 2 миллиона учеников. На сегодня — это 7 миллионов учеников, почти половина во всей стране.  Может и к счастью, но государство за это не платит.

Когда нет заказчика, можно сколько угодно стучать в окно, двери, заглядывать через трубу, но в итоге все приземляется только через ценность. И когда учителя сами приносят продукт в класс — это лучшая похвала сервису.

Михаил Свердлов
директор по развитию бизнеса (CBDO), Sky.pro by Skyeng, ex-content director Skyeng

Все попытки взаимодействия с государством, чтобы  валидизировать задания сервиса, заканчивались плюс-минус одинаково. «Мы не оказываем коммерческих услуг». «Мы не оказываем услуги одному поставщику». «Вот есть учебники, вы можете их покупать». Наши задания проверены крупными экспертами, но они не сотрудники ФИПИ и, соответственно, у нас нет штампа, — говорит Свердлов.

Для вузов мы сделали акцент, что у нас очень удобный навигатор. Он помогает подобрать удобные материалы. Учим им пользоваться без смены основного курса, который ведет преподаватель.

Виолетта Усанова
директор цифрового сервиса для вузов Skyes University

Роботу безразлична ваша кофточка

Школьная и университетская системы довольно субъективны. Когда учитель ставит оценку в дневник, она зависит от многих факторов. В том числе, от настроения преподавателя или как одет ученик. С этой точки зрения система максимально объективна. Но это тоже может быть проблемой, потому что робот не учитывает правильный ход мысли, а оценивает сам факт ошибки. Но разработки в эту сторону продвигаются.

Ребенок учится 11 лет в школе — зачем? Чтобы уметь дальше жить. Но покажут ли это современные экзамены? Безусловно, нет. Видим ли это мы на наших данных? Да, мы видим и можем отслеживать прогресс. Но все управление отдаем преподавателю. Шерим ответственность со школой.

Дмитрий Абрамов
директор по продуктам (CPO), Edu Skysmart by Skyeng

Инструмент в помощь

Учителя имеют слишком мало данных, чтобы управлять прогрессом учеников. Из инструментов — тетрадка и дневник. Школьные учебники устарели, можно нагуглить решение для любого учебника. Плюс административная нагрузка. IT дает инструмент: контент, систему трекинга результатов, аналитику и снимает нагрузку по проверке. И оставляет преподавателю возможность заняться самым главным — преподаванием, индивидуальным отношением к каждому ребенку.

Когда возникает дискуссия относительно искусственного интеллекта в образовании всегда возникает вопрос: а заменит он педагога? Но, если посмотрим, как развиваются эти технологии в мире, даже терминологически — сегодня говорят про системы дополняющего интеллекта. Они не исключают человека из учебного процесса, а дают ему набор инструментов.

Карлов Иван Александрович
заведующий Лабораторией цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ

Культурный сдвиг и сбой системы

Название EdTech не совсем точное: на самом деле, эти компании не передают технологии. Они сами уже сейчас проводят миллионы уроков. Пока никто не знает, как правильно с этим работать. Но очевидно, что мы имеем дело с новыми игроками в системе. «Будущее за тем, когда встречаются эдтехи и формальное образование», — считает Виолетта Усанова.

С точки зрения классического университета, пока это выглядит диковато.  Словно владелец кафе наблюдает за Макдональдсом, поначалу с сильным недоверием и без опаски. Но тот факт, что EdTech выбирают люди — это фундаментальная история. Дети идут в школу, потому что должны, а в SkyEng они приходят сами. Возможно, это повлечет и культурные сдвиги. Не факт, что они будут приятны для людей из традиционной системы.

 Исак Фрумин
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

 

Презентация Свердлов (PDF, 2.82 Мб) 

Презентация Усанова (PDF, 873 Кб) 

Полная запись семинара