• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Суровый, молодежный, вдохновенный»: экспедиция Инобра увидела Мурманск глазами мурманских студентов

Поехать по обмену в Норвегию из Мурманска не сложно, сложно заставить себя учиться без постоянного контроля. Конкурс «Студент года» позволяет адаптироваться в университете студентам, приехавшим на учебу в Мурманск из моногородов. Научные сотрудники Кольского научного центра РАН не только занимаются фундаментальной наукой, но и готовят гидов для экологического туризма в Хибинах. Это только малая часть данных, которые привезли участники экспедиции «Университеты за полярным кругом: высшее образование и наука в Мурманской области».

«Суровый, молодежный, вдохновенный»: экспедиция Инобра увидела Мурманск глазами мурманских студентов

Экспедиция прошла в рамках проекта НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново». Организовали ее сотрудники Лаборатории «Развитие университетов» и преподаватели и руководители магистерской программы «Доказательное развитие образования» Ксения Романенко, Дарья Платонова и Алексей Егоров.

Руководитель экспедиции Ксения Романенко рассказала, что экспедиция переносилась почти год и наконец-то с учетом всех эпидемиологических мер получилось вывезти студентов Вышки для знакомства с качественными методами в исследованиях образования, а также с университетами, научными институтами, школами, организациями дополнительного образования в уникальном российском регионе – Мурманской области.

Для изучения студенты выбрали такие темы как роль дополнительного образования в переходе школа-вуз и олимпиадное движение в Мурманске и Мурманской области, соответствие навыков выпускников запросам рынка труда и внеучебная деятельность студентов, повседневность университетов в условиях Заполярья, роль университета в городе и городской среды в развитии студентов, международная научная и образовательная деятельность в Мурманске и Мурманской области как приграничной территории.

Участники экспедиции выяснили, как студенты Мурманского арктического университета отправляются благодаря программе академической мобильности Barents+ в норвежские университетские города Тромсё и Будё, позитивно оценивают опыт жизни за границей, но отмечают трудности в самоорганизации – без «железного сапога», (по выражению мурманского студента), отечественного образования заставить себя учиться куда труднее.

Другой кейс – деятельность Кольского научного центра в городе Апатиты. Молодые исследователи из Вышки узнали, как научные сотрудники КНЦ помимо академической работы как таковой устраивают городские лектории, придумывают научно-популярные фестивали, помогают с повышение квалификации учителям и даже организуют школы гидов по Хибинам.

Много внимания участники экспедиции уделили теме перехода школа-вуз, работе университетов и организаций дополнительного образования с талантливыми школьниками. В МАГУ работой со школьниками занимается Арктический кадровый ресурсный центр (АКРЦ) и центр профориентационной диагностики «АрктикПроф». В большом центре «Лапландия» множество кружков и направлений, остальные муниципальные организации, вроде «Фаблаба» в Мончегорске ограничиваются робототехникой и конструированием. Школьники могут бесплатно заниматься спортом, рисованием, научно-проектной деятельностью. Университеты предлагают профориентацию, учебные консультации, подготовку к олимпиадам, индивидуальные научно-исследовательские проекты.

Несмотря на это, траектории образования многих школьников, участвующих в олимпиадах и проектной деятельности, ведут их к поступлению в Санкт-Петербург, а не в мурманские вузы. В основном абитуриенты объясняют свой выбор неразвитой инфраструктурой города, отсутствием перспектив и сложностью проживания в северном климате.

В сам Мурманск приезжают учиться вчерашние старшеклассники из области. Они объяснили участникам экспедиции, что часто чувствуют себя менее комфортно в сравнении с коренными жителями города, они хуже знакомы с городскими пространствами и возможностями. Однако они компенсируют это активным участием в студенческих конкурсах и соревнованиях и в целом больше времени посвящают учебе и университету.

Наконец, студенты Вышки попросили студентов МАГУ и МГТУ описать Мурманск тремя словами и увидели разительные отличия в восприятии города: для одних он представляется «суровым, серым и мрачным», в то время как другие называют город «молодежным», «вдохновенным и величественным».