• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вовлекайся, или проиграешь: активность помогает студентам в классе и в жизни

Студенты, вовлеченные в разные сферы университетской жизни, успешнее развивают навыки, которые помогают им реализовать свой потенциал в профессии. Но для этого надо обеспечить необходимые условия во время учебы. Это следует из первого систематического исследования о связи студенческой вовлеченности и образовательных результатов в российском контексте. Диссертацию на его основании защитила сотрудница Центра социологии высшего образования Ирина Щеглова.

Вовлекайся, или проиграешь: активность помогает студентам в классе и в жизни

Многие работодатели считают одним из ключевых требований при трудоустройстве наличие критического мышления и умения работать в команде. Для формирования этих навыков недостаточно только успехов в учебе, – пишет Щеглова. Развивать их помогает внеурочная активность: участие в студенческих организациях, спортивных мероприятиях, волонтерство, научная или проектная деятельность. У «вовлеченных» студентов быстрее вырабатывается индивидуальная и коллективная ответственность, ускоряются процессы синтеза и оценки идей. Они с большей вероятностью успешно и вовремя заканчивают бакалавриат.

Теория вовлеченности не только помогает объяснить образовательные результаты студентов, но и способствует пониманию того, как эффективнее организовывать их образовательный опыт. Изначально эта теория разрабатывалась применительно к американскому высшему образованию.  В ходе исследования выяснилось, что российские студенты менее вовлечены в неформальное обучение. «Негибкость учебных планов российских вузов и высокая аудиторная нагрузка ограничивают возможности как учебной вовлеченности в рамках конкретного курса (например, возможности чтения дополнительной литературы или более глубокого обсуждения интересующих студентов тем), так и внеучебной вовлеченности», – отмечено в исследовании.

Чтобы конвертировать студенческую вовлеченность в более высокие образовательные результаты, Ирина Щеглова рекомендует вузам расширять спектр внеучебных мероприятий, поощрять студентов за внеучебные достижения и содействовать в трудоустройстве во время учебы внутри учебного заведения. Результаты исследования предлагается учитывать при формировании дизайна образовательной среды, и распределении учебной нагрузки, оставляя возможность для включения студентов в исследовательские проекты и внеаудиторную жизнь.