Вовлекайся, или проиграешь: активность помогает студентам в классе и в жизни
Многие работодатели считают одним из ключевых требований при трудоустройстве наличие критического мышления и умения работать в команде. Для формирования этих навыков недостаточно только успехов в учебе, – пишет Щеглова. Развивать их помогает внеурочная активность: участие в студенческих организациях, спортивных мероприятиях, волонтерство, научная или проектная деятельность. У «вовлеченных» студентов быстрее вырабатывается индивидуальная и коллективная ответственность, ускоряются процессы синтеза и оценки идей. Они с большей вероятностью успешно и вовремя заканчивают бакалавриат.
Теория вовлеченности не только помогает объяснить образовательные результаты студентов, но и способствует пониманию того, как эффективнее организовывать их образовательный опыт. Изначально эта теория разрабатывалась применительно к американскому высшему образованию. В ходе исследования выяснилось, что российские студенты менее вовлечены в неформальное обучение. «Негибкость учебных планов российских вузов и высокая аудиторная нагрузка ограничивают возможности как учебной вовлеченности в рамках конкретного курса (например, возможности чтения дополнительной литературы или более глубокого обсуждения интересующих студентов тем), так и внеучебной вовлеченности», – отмечено в исследовании.
Чтобы конвертировать студенческую вовлеченность в более высокие образовательные результаты, Ирина Щеглова рекомендует вузам расширять спектр внеучебных мероприятий, поощрять студентов за внеучебные достижения и содействовать в трудоустройстве во время учебы внутри учебного заведения. Результаты исследования предлагается учитывать при формировании дизайна образовательной среды, и распределении учебной нагрузки, оставляя возможность для включения студентов в исследовательские проекты и внеаудиторную жизнь.