• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Стабильно нестабильные: ОЭСР с участием Инобра исследовала социальные и эмоциональные навыки школьников

Социальные и эмоциональные навыки формируются с рождения и связаны с отношениями с учителями, успеваемостью и даже выбором профессии. Но их развитие не происходит равномерно, оно зависит от возрастных периодов и контекста. Это следует из первого международного сравнительного исследования социальных и эмоциональных навыков школьников, итоги которого опубликовала Организация экономического сотрудничества и развития. Данные охватывают десять мегаполисов из девяти стран мира. В российском сегменте исследование поддерживали сотрудники Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ совместно с Московским центром качества образования.

Стабильно нестабильные: ОЭСР с участием Инобра исследовала социальные и эмоциональные навыки школьников

Ученые опросили школьников десяти и пятнадцати лет, которые оценили  свои социальные и эмоциональные навыки. Результаты сопоставили с полученными данными от родителей и учителей, чтобы отфильтровать возможные искажения и получить более объективную картину. В науке использованный метод называют методом триангуляции. При анализе результатов исследования, учитывались и контекстные факторы, например, такие как возраст, пол и семейное благополучие. 

Оказалось, что такие черты характера, как любознательность и настойчивость, прямо связаны с успехами в чтении, математике и искусстве. На выбор профессии сильнее прочего, даже сильнее креативности, влияет любопытство. Будущие врачи более склонны к сотрудничеству, а нацеленные на военную карьеру заметно энергичнее. «Мальчики лучше контролируют эмоции, оптимистичнее и настойчивее.  Девочки же более ответственные, чуткие и мотивированные к достижениям», — говорит младший научный  сотрудник и координатор исследования Алена Куликова.

Исследование показало взаимосвязь социальных и эмоциональных навыков с материальным и психологическим благополучием. Дети из семей с высоким социально-экономическим статусом чаще удовлетворены жизнью, им свойственно чувство оптимизма. Как и стрессоустойчивость, оно прибывает с уменьшением тревожности и способствует вовлечению в школьную жизнь. Дети с низким уровнем эмоционального контроля, оптимизма и стрессоустойчивости чаще становились жертвами буллинга. «Природа этой взаимосвязи, скорее всего, двусторонняя», — полагают исследователи.

Пятнадцатилетние школьники независимо от социально-экономического статуса проявляют меньше любопытства, креативности и творческих способностей, чем десятилетние. Ученые видят причину в том, что в переходном возрасте повышается тревожность, меняется круг общения и нужно налаживать новые социальные связи, и справиться с этой ситуацией бывает непросто. Все это влияет на удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие. Такое возрастное снижение социальных и эмоциональных навыков ярче выражено у девочек. 

«Исследование выводит нас на мало изведанную землю, — считает старший научный сотрудник Екатерина Орел. — Социальные и эмоциональные навыки помогают хорошему образовательному результату, но как именно работает эта связка только предстоит изучить. Исследование положило только первый кирпич для школы, которая будет выстроена вокруг личности самого ребенка».

Полностью исследование на сайте ОЭСР