• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Шок и трепет: ученые 12 стран подвели итоги, как пережили пандемию национальные системы образования и сами ученики

Школьное образование не просто оказалось в шоке, вынужденная изоляция  обнажила все существующие системные проблемы и сильно отразилась на эмоциональном состоянии учеников - следует  из монографии «Начальное и среднее образование во время COVID-19». Книга  вышла под редакцией профессора Гарвардского Университета   Фернандо Реймерса. В ней исследователи из 12 стран поделились своими данными по ситуациям в их странах и постарались найти решения на будущее. Статью о российском опыте подготовили эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского.  

Шок и трепет: ученые 12 стран подвели итоги, как пережили пандемию национальные системы образования и сами ученики

Уникальность отечественному кейсу обеспечили значительная протяженность, федеративное устройство, различия в условиях и масштабах эпидемии в регионах. В отличие от многих стран, которые  выбрали единую  стратегию, в России применялись разные сценарии на разных территориях. Ученые имели возможность сравнить решения и факторы выбора. Они отслеживали характер и динамику принятых мер в условиях первой (весенне-летней) и второй (осенне-зимней) волн 2020 года с учетом внешних системе образования контекстов: экономического, демографического, социокультурного, политического и пр. Выявили характерные и нестандартные  управленческие модели.

В книге Центр А.А. Пинского опубликовал данные уникального по охвату исследования субъективных оценок учащихся и учителей российских школ, их чувств и переживаний во время пандемии. «Исследователи часто обходят эту тему, акцентируют внимание на объективных потерях в качестве обучения, хотя более важным следствием пандемии могут стать психоэмоциональные и социальные проблемы из-за отмены привычного ритма учебы, отмены летнего отдыха, болезни родственников и страха будущего», - обращает внимание руководитель центра Сергей Косарецкий. Результаты показали существенную региональную специфику, а также зависимость субъективного благополучия от уровня благосостояния семей. 

Рекомендации авторов книги связаны с усилением внимания школы к  психологическому благополучию учеников и учителей, вовлечению родителей в  учебный процесс, укреплением  опоры управления  образованием на данные, изменением содержательных и экономических составляющих контракта  учителем

 Книга в бесплатном доступе здесь.