Шок и трепет: ученые 12 стран подвели итоги, как пережили пандемию национальные системы образования и сами ученики
Уникальность отечественному кейсу обеспечили значительная протяженность, федеративное устройство, различия в условиях и масштабах эпидемии в регионах. В отличие от многих стран, которые выбрали единую стратегию, в России применялись разные сценарии на разных территориях. Ученые имели возможность сравнить решения и факторы выбора. Они отслеживали характер и динамику принятых мер в условиях первой (весенне-летней) и второй (осенне-зимней) волн 2020 года с учетом внешних системе образования контекстов: экономического, демографического, социокультурного, политического и пр. Выявили характерные и нестандартные управленческие модели.
В книге Центр А.А. Пинского опубликовал данные уникального по охвату исследования субъективных оценок учащихся и учителей российских школ, их чувств и переживаний во время пандемии. «Исследователи часто обходят эту тему, акцентируют внимание на объективных потерях в качестве обучения, хотя более важным следствием пандемии могут стать психоэмоциональные и социальные проблемы из-за отмены привычного ритма учебы, отмены летнего отдыха, болезни родственников и страха будущего», - обращает внимание руководитель центра Сергей Косарецкий. Результаты показали существенную региональную специфику, а также зависимость субъективного благополучия от уровня благосостояния семей.
Рекомендации авторов книги связаны с усилением внимания школы к психологическому благополучию учеников и учителей, вовлечению родителей в учебный процесс, укреплением опоры управления образованием на данные, изменением содержательных и экономических составляющих контракта учителем
Книга в бесплатном доступе здесь.