• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Тает лед: как Якутия с помощью Инобра разворачивает новую экосистему образования

Успеваемость среди отстающих выросла вдвое, а число призеров и победителей на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников почти втрое больше, чем в среднем за предыдущие пять лет – стали известны промежуточные итоги проекта в Хангаласском улусе.  Два года назад Институт образования взял обязательства по повышению уровня школьного обучения в отдельном муниципалитете Республики Саха (Якутия). За это время в региональном рейтинге качества образования Хангаласский улус поднялся на пять позиций. Как живет и развивается самый необычный проект нашего исследовательского института, рассказывает его исполнительный директор Ростислав Горбовский, эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского.

Тает лед: как Якутия с помощью Инобра разворачивает новую экосистему образования

Облигация доверия

Проект в Якутии – это первый российский опыт использования «облигации социального воздействия», когда государство инвестирует по результату. Наш центр взялся к весне 2022 года увеличить индекс социального эффекта на 10%. Его сложат из показателей мониторинга академических достижений школьников  по русскому языку и математике, а также числа призеров и победителейв региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Интрига в том, что мировая практика почти не имеет примеров программирования образовательных результатов. Тем сложнее, что некоторые из 27 школ улуса работают  в труднодоступных населенных пунктах. Но поскольку наш центр давно и плотно занимаемся исследованием школ в сложном социальном контексте и есть определенный опыт, мы вошли в проект. 

Во многом благодаря упорству учителей и руководителей системы образования, которые с большим энтузиазмом участвуют в проекте, происходят видимые сдвиги. Вполовину уменьшилось количество тех, кто освоил предметы на уровне «ниже базового». Среди восьмых классов доля детей с высокими результатами по математике тоже стала двукратно лучше. Хангаласский улус сокращает дистанцию с лидерами по результатам олимпиадного движения. 

 

 

Школа вовлечения

Методисты из Москвы помогают учителям трансформировать подходы, проектировать адресную работу со школьниками. Программа обучения включаает различные  внешние мероприятия, чтобы поддерживать интерес к предмету и компенсировать существующие пробелы. 

С помощью Лаборатории медиакоммуникаций в образовании ВШЭ создали Академию журналистики, которая объединила 12 школьных  пресс-центров. Юнкоры ведут социальные медиа и стенгазеты – снимают и пишут о школьной жизни. Они будут помогать учителям организовывать и монтировать видеоуроки.

Для самых целеустремленных совместно с  Ассоциацией победителей олимпиад в апреле запустили тьюторскую программу. Вместе с другим партнёром, Малой академией наук Якутии, ранее провели учебно-тренировочные сборы. В этом году победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 11 выпускников – это рекорд. 

 

 

Учительский спецназ

Новые форматы не только для школьников, обучение проходят управленческие команды и все учителя. Предметники осваивают технологию коллективного планирования уроков, и учатся поддерживать друг друга в развитии педагогического мастерства.

Модель опирается на сетевое взаимодействие, совместную деятельность, в которых якутские коллеги оказались очень сильны. По собственной инициативе они сформировали команды инициативных и наиболее квалифицированных учителей, которые между собой называют «педагогическим спецназом». «Рейды» с интенсивами по предметам запланированы для каждой школы.

Все методические разработки собираются в «облаке» и доступны каждому учителю улуса.

 

Сила Сибири

Якутия стремится войти в ТОП-15 регионов по качеству образования. Если проект в Хангаласском улусе покажет эффективность, модель смогут масштабировать на всю Республику. И возможно - дальше. Поэтому важной частью программы стала трансформация механизмов управления, внедрение системы обследований, мониторингов, аналитики на уровне муниципалитета и школ с использованием цифровых инструментов. Но главная идея, как видят ее участники проекта, создать такую экосистему образования, в которой интересно учиться и учить.